способность уменьшаться до размера атома
и другие сипы, а также совершенство тела и непротивление дхарме.
45. Совершенство тела (кайя) состоит в красоте, грации, сипе и
алмазной твердости.
46. С осуществлением самьямы над действиями, истинной формой,
эгоизмом и назначением приходит владение чувствами.
47. Так приобретается быстрота, как у мысли, независимость от
органов восприятия и господство над первичной материей.
48. К тому, кто распознал различие между саттвой и пурушей,
приходит всемогущество и всезнание.
49. Даже после уничтожения семени зависимости путем уничтожения
желаний приходит абсолютная независимость (кайвапья).
50. Пусть от общения с божествами высших сфер не возникает
гордости и самодовольства, ибо все еще сохраняется возможность
соприкосновения с нежелательным.
51. Посредством самьямы над моментами времени и их
последовательностью достигается мудрость, рожденная различением
(вивекой).
52. Вивека дает возможность познать различие между двумя сходными
вещами, когда между ними нет различия в классе, признаке или
положении.
53 Таракам (интуиция), которая есть полное различающее знание,
относящееся ко всем предметам и всем временам, не имеет последствий.
54 Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенство
чистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).
Глава четвертая. КАЙВАЛЬЯПАДА, ИЛИ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ
1 Сверхъестественные силы возникают от рождения, а также зельями,
мантрами, подвижничеством и самадхи.
2. Переход в другое жизненное состояние совершается потоком
пракрити (природной созидательной силы).
3. Созидательное начало (пракрити), не приходит в движение по
случайной причине, но путем удаления препятствий, как в случае с
землепашцем.
4. Сотворенные умы возникают только из эгоизма.
5. Там, где есть разница интересов, один ум управляет многими
умами.
6. Из них ум, рожденный медитацией (дхьяной), свободен от
впечатлений.
7. Карма йогина не является хорошей или плохой. Что касается
других, существует три рода кармы.
8. Из этих трех происходит развитие васан (склонностей и
инстинктов), которые и вызывают появление результатов карм.
9. Благодаря памяти и впечатлениям (самскарам), существует связь
причины и следствия несмотря на разделение, обусловленное
пространством, временем и родом.
10. Они (самскары) не имеют начала, ибо желание жить - вечно.
11. Удерживаемые вместе причиной и следствием, средой и
предметом, они (васаны) исчезают с их исчезновением.
12. Прошлое и будущее существует в сварупе (истинной природе),
есть лишь разница в состоянии свойств.
13. Они (состояния свойств), проявляющиеся или нет, имеют природу
качеств (гун).
14. Вещи реальны вследствие единства внутри модификации
(паринамы).
15. Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания
по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).
16. И если объект, зависящий от одного - единственного ума, не
познан этим умом, будет ли он тогда существовать?
17. Объект узнается или не узнается умом (читтой) в зависимости
от того, окрашен ум этим объектом или нет.
18. Изменения читты (сознания) всегда известны по причине
неизменности ее владыки, Пуруши.
19. Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это
может быть узнано (через посредство Пуруши).
20. Для него (ума) невозможно быть одновременно и познающим, и
познаваемым.
21. В случае познания одного ума другим, нам придется допустить
познание познания, и произойдет смешение воспоминаний.
22. Сознание познает свой высший ум (буддхи), когда он в той
форме, которая не переходит с места на место.
23. Ум, окрашенный познающим (Пурушей) и познаваемым, способен
постигать все вещи.