54. Озаряющее, всеобъемлющее, всевременное и мгновенное, - таково
знание, порожденное различием.
55. При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное
обособление.
Глава четвертая. ОБ АБСОЛЮТНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ
1. Совершенные способности возникают благодаря [соответствующей
форме] рождения, лекарственным снадобьям, [чтению] мантр, практике
аскетизма [и] йогическому сосредоточению.
2. [Их] трансформация в другую форму существования [происходит] в
результате восполнения первопричины.
3. Инструментальная причина не является побудителем производящих
причин, но благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца
[при орошении полей].
4. Сотворенные сознания [могут возникнуть] только из самости.
5. При [всем] разнообразии [их] деятельности сознание, которое
направляет [действие] многих, одно.
6. Из этих [видов сознания то, что] порождено йогическим
сосредоточением, не имеет скрытых следов.
7. Карма йогина не белая, не черная; у других [же] - трех видов.
8. Отсюда проявление только тех бессознательных впечатлений,
которые соответствуют созреванию плода своей [кармы].
9. [Бессознательные впечатления], даже разделенные формой
рождения, пространством и временем, [находятся] в неразрывной связи
вследствие однородности памяти и формирующих факторов.
10. И они безначальны, ибо жажда жизни вечна.
11. Поскольку [формирование бессознательных впечатлений] включает
причину, мотив, носителя и внешнюю опору, то при отсутствии таковых
эти [бессознательные впечатления также] отсутствуют.
12. Поскольку качественные определенности различаются по времени,
прошлое и будущее пребывают в своей собственной форме.
13. Они суть проявленные или 'тонкие' и наделены природой гун.
14. Самотождественность объекта [обусловлена] единообразием
изменений.
15. При самотождественности объекта [содержание воспринимающих
его] сознаний различны; поэтому обе эти [реальности] относятся к
разным сферам.
16. Кроме того, объект не зависит от единичного сознания, [ибо,
если] он [почему-либо] не может быть познан, то чем же в этом случае
он будет.
17. Объект познан или не познан в зависимости от того,
воздействует ли он на сознание [или не воздействует].
18. Содержания деятельности сознания всегда известны их
господину, ибо свойство изменяться к Пуруше не относится.
19. Оно не освещает самое себя по причине свойства быть объектом
восприятия.
20. Кроме того, обе они не [могут быть] познаны в одно и то же
время.
21. При [допущении, что одно содержание сознания воспринимается]
другим содержанием сознания, [возникает дурная] бесконечность
понимания понимания и смешение памяти.
22. Чистая энергия сознания, не передающаяся [объектам], познает
свой собственный разум, принимая его внешнюю форму.
23. Сознание, окрашенное Зрителем и тем, что воспринимается,
[становится] всеобъектным.
24. Это [сознание], хотя и расцвеченное бесчисленными
впечатлениями, [существует] для Другого, поскольку оно выполняет
соединяющую функцию.
25. У видящего различие прекращаются [все] размышления о
собственном существовании.
26. Тогда сознание растворяется в различении и тяготеет к
абсолютному обособлению.
27. В нем иногда [проявляются] другие содержания, [порожденные]
формирующими факторами.
28. Избавление от них подобно [избавлению] от аффектов.
29. У того, кто не привязан и к высшему постижению, вследствие
различения всегда [возникает] йогическое сосредоточение, [именуемое]
'Облако дхармы'.
30. Благодаря ему исчезают аффекты и карма.
31. И тогда, при беспредельности знания, освобожденного от всех
загрязняющих его препятствий, немногое [остается] из того, что должно
быть познано.
32. В результате этого завершается последовательное изменение
гун, осуществивших свою цель.