Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 2)

к древней египетской религии см.: Геродот. История, II,

172--182.

      149 Вития, Битис, Бит--египетский пророк, вероятно

тождественный известному из герметических сочинений духовному сыну Гермеса

Трисмегиста Тэту; во всяком случае, записи бесед Тэта с царем Аммоном

составляют важную часть всей герметической традиции. В чисто эллинской

традиции имя Вития встречается единственный раз у Псевдо-Аристотеля

([Аристотель]. О чудесах, р. 826, 22, ed. Bekk): 'Говорят, что статуя Витии

в Аргосе убила виновника смерти Витии, упав на того, когда он на нее

смотрел'.

      150 Саис Египетский -- культовый центр в дельте Нила,

столица так называемой Саисской династии египетских фараонов (VII--VI вв. до

н. э.).

      151 Идея двойственности души встречается у Нумения, в данном

же варианте она явно египетского происхождения (вспомним древнее деление

человека на множество составляющих-- 'Ка', 'Ба', 'Ах' и т. д., принятое в

египетском заупокойном культе), хотя и переработана здесь в контексте

стоической (а в первые века нашей эры и гностической) проблематики,

касающейся зависимости человека от рока. Концепция 'двух душ' не была

органична для неоплатонизма. Хотя Плотин и говорит о 'другом человеке',

который добавляется к нам во время рождения ('Эннеады', VI 4.14), там

имеется в виду скорее телесная сторона человеческого существа. О двух душах

в человеке см. также ниже (Х.5).

      152 Такое представление характерно для ряда гностических

школ и для герметического трактата 'Поймандр'.

      153 Изложенное здесь учение о восхождении и нисхождении душ

воспроизводит древнюю, сформулированную еще Гераклитом, идею о тождестве

путей вверх и вниз.

      (стр.268)

      154 Астрологический термин.

      155 Разделение на демонов тела, души и ума близко к

гностическим воззрениям.

      156 Возможно, имеется в виду поклонение особым де-

      монам 'благой' и 'злой' фортуны.

Евнапий

Жизнеописания философов и софистов

Я м в л и х

      Перевод биографии Ямвлиха выполнен по изданию: Philostratorum et

Callicrati opera rec. A. Westermann. Eunapii Vitae Sophistarim iterum ed.

Jo. Fr. Boissonade. Himerii Sophistae Declamationes em. Fr. Dubner.

Parisiis, 1848.

      1 Перед жизнеописанием Ямвлиха в книге Евнапия идут

биографии Плотина и Порфирия.

      2 Анатолий -- знаменитый перипатетик из Антиохии.

      3 'Во всем остальном Ксенократ всегда отличался такой

важностью и мрачностью, что Платон нередко ему говаривал 'Принеси жертву

Харитам, Ксенократ!'' (Диоген Лаэрций, IV. 2. 6). Хариты -- эллинские богини

красоты и женской прелести, сопровождавшие Афродиту, Диониса, Аполлона и

других богов. Поскольку Гермес считался в числе прочего покровителем речи,

Гермесовы Хариты даровали ей красоту и слаженность.

      4 Перечисляются наиболее известные ученики Ямвлиха. Среди

них самыми выдающимися были Феодор Асинский и Эдесий, основатель пергамской

школы неоплатонизма, к которой принадлежали в числе прочих император Юлиан

Отступник и сам Евнапий.

      (стр.269)

      5 Т. е. была середина июля и дело происходило незадолго до

перехода Солнца в знак Льва. Собакой в античности именовали звезду Сириус.

      6 Известное общеплатоническое учение, согласно которому

'божественные', т. е. небесные, тела окружены душой извне и потому не

сдерживают и не принижают ее, как это происходит на Земле, где отдельные

души, напротив, заложены в тела и потому утесняются и отягощаются ими.

Подробнее см. диалог Платона 'Тимей'.

      7 Таким образом, в описываемом случае имела место публичная

философская дискуссия, происходившая в театре в Антиохии.

      8 Судя по следующему ниже сообщению Евнапия о присутствии

Сопатра на торжествах в честь основания Константинополя после смерти

учителя, Ямвлих умер не позднее 330 г.

      (стр.270)

Указатель имен собственных и географических названий*

      Абаммон -- египетский пророк, от лица которого ведется изложение в

трактате 'О египетских