к древней египетской религии см.: Геродот. История, II,
172--182.
149 Вития, Битис, Бит--египетский пророк, вероятно
тождественный известному из герметических сочинений духовному сыну Гермеса
Трисмегиста Тэту; во всяком случае, записи бесед Тэта с царем Аммоном
составляют важную часть всей герметической традиции. В чисто эллинской
традиции имя Вития встречается единственный раз у Псевдо-Аристотеля
([Аристотель]. О чудесах, р. 826, 22, ed. Bekk): 'Говорят, что статуя Витии
в Аргосе убила виновника смерти Витии, упав на того, когда он на нее
смотрел'.
150 Саис Египетский -- культовый центр в дельте Нила,
столица так называемой Саисской династии египетских фараонов (VII--VI вв. до
н. э.).
151 Идея двойственности души встречается у Нумения, в данном
же варианте она явно египетского происхождения (вспомним древнее деление
человека на множество составляющих-- 'Ка', 'Ба', 'Ах' и т. д., принятое в
египетском заупокойном культе), хотя и переработана здесь в контексте
стоической (а в первые века нашей эры и гностической) проблематики,
касающейся зависимости человека от рока. Концепция 'двух душ' не была
органична для неоплатонизма. Хотя Плотин и говорит о 'другом человеке',
который добавляется к нам во время рождения ('Эннеады', VI 4.14), там
имеется в виду скорее телесная сторона человеческого существа. О двух душах
в человеке см. также ниже (Х.5).
152 Такое представление характерно для ряда гностических
школ и для герметического трактата 'Поймандр'.
153 Изложенное здесь учение о восхождении и нисхождении душ
воспроизводит древнюю, сформулированную еще Гераклитом, идею о тождестве
путей вверх и вниз.
(стр.268)
154 Астрологический термин.
155 Разделение на демонов тела, души и ума близко к
гностическим воззрениям.
156 Возможно, имеется в виду поклонение особым де-
монам 'благой' и 'злой' фортуны.
Евнапий
Жизнеописания философов и софистов
Я м в л и х
Перевод биографии Ямвлиха выполнен по изданию: Philostratorum et
Callicrati opera rec. A. Westermann. Eunapii Vitae Sophistarim iterum ed.
Jo. Fr. Boissonade. Himerii Sophistae Declamationes em. Fr. Dubner.
Parisiis, 1848.
1 Перед жизнеописанием Ямвлиха в книге Евнапия идут
биографии Плотина и Порфирия.
2 Анатолий -- знаменитый перипатетик из Антиохии.
3 'Во всем остальном Ксенократ всегда отличался такой
важностью и мрачностью, что Платон нередко ему говаривал 'Принеси жертву
Харитам, Ксенократ!'' (Диоген Лаэрций, IV. 2. 6). Хариты -- эллинские богини
красоты и женской прелести, сопровождавшие Афродиту, Диониса, Аполлона и
других богов. Поскольку Гермес считался в числе прочего покровителем речи,
Гермесовы Хариты даровали ей красоту и слаженность.
4 Перечисляются наиболее известные ученики Ямвлиха. Среди
них самыми выдающимися были Феодор Асинский и Эдесий, основатель пергамской
школы неоплатонизма, к которой принадлежали в числе прочих император Юлиан
Отступник и сам Евнапий.
(стр.269)
5 Т. е. была середина июля и дело происходило незадолго до
перехода Солнца в знак Льва. Собакой в античности именовали звезду Сириус.
6 Известное общеплатоническое учение, согласно которому
'божественные', т. е. небесные, тела окружены душой извне и потому не
сдерживают и не принижают ее, как это происходит на Земле, где отдельные
души, напротив, заложены в тела и потому утесняются и отягощаются ими.
Подробнее см. диалог Платона 'Тимей'.
7 Таким образом, в описываемом случае имела место публичная
философская дискуссия, происходившая в театре в Антиохии.
8 Судя по следующему ниже сообщению Евнапия о присутствии
Сопатра на торжествах в честь основания Константинополя после смерти
учителя, Ямвлих умер не позднее 330 г.
(стр.270)
Указатель имен собственных и географических названий*
Абаммон -- египетский пророк, от лица которого ведется изложение в
трактате 'О египетских