Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 2)

возможности и действительности, или воления и

акта. У богов они совпадают-- отсюда бесконечная скорость действий,

опережающая даже наш ум, которая тождественна покою. Иными словами, на

уровне богов воление уже есть действие, в то время как, чем далее будет

'нисходить' автор, тем большую дистанцию между ними он будет обнаруживать.

      65 `I--медицинский термин, означающий лимфу и вообще

влагу живого существа. Начиная с Гомера в теологических исследованиях, как

правило, это слово обозначало кровь богов.

      66 Богоявление само по себе нетелесно и лишь мнится телом.

Точнее скажем так: явленное телесным очам само нетелесно, причем и явлено

как нетелесное. Именно в этом состоит пробуждающее 'очи души' чудо теофании.

      67 Идея 'дурных' демонов встречается в платонизме со времен

Древней Академии (Ксенократ). Особенно см.: Плутарх. Об Изиде и Осирисе, 26:

'Природа и естество демонов разнородны и неодинаковы... Есть в окружающем

пространстве огромные и злобные, своенравные и мрачные существа'. Видимо,

эти демоны связаны с тем беспорядком, который вызван инертностью

материального, его вечным отставанием от бестелесного (см. выше прим. 46).

Начиная с данного момента мы будем встречать упоминания подобных 'темных'

существ, само представление о которых не совсем вписывается в платоническую

концепцию неонтологического характера зла. 68 Т. е.

Всекосмической Души.

      (стр.253)

      69 Ср.: Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием?,

564--566.

      70 Ср.: Плутарх. Там же, 563е.

      71 Бесполезность и конечная опасность такого рода теургии

сходна с бесполезностью и вредом софистического искусства, с которым в свое

время полемизировал Платон. Вообще данное рассуждение напоминает то место из

'Софиста', где 'чужеземец' говорит об искусстве создавать 'призрачные

подобия' (см. 'Софист', 235d--236с).

      72 Автор стремится указать на истинное соотношение теологии

и теургии. Они не противоречат друг другу, но связаны с разными сторонами

богопочитания. Первая умопостигаемым образом указывает на наличие

сверхразумного начала и соответственно сверхразумных способов приближения к

нему. Вторая нерефлексивно пользуется ими как достоянием

жреческо-мистериальной традиции. Для автора последняя имеет даже

преимущество перед традицией теологической, так как та (во времена поздней

античности) приобретает характер экзегезы и в данном плане несамостоятельна.

В этом существенное различие между отношением к теургии Плотина и школы

Ямвлиха. Для основателя неоплатонизма она -- непосредственное продолжение

теологии и вообще имеет приватный, индивидуальный характер. Школа же Ямвлиха

обращена к общезначимым, 'социализованным' ее формам, и потому в воззрениях

сирийских философов она обладает собственной, самостоятельной значимостью.

      73 Полемика против Порфириева (и--скрыто--против Плотинова)

интеллектуализма в понимании теургии опирается на идею абсолютного промысла

божественной сферы по отношению к человеческому деянию (ср. с характерными

словами Плотина: 'Пусть боги сами приходят

      (стр.254)

      к нам'--Порфирий. Жизнь Плотина, 10). Столь жесткое предопределение

любого восхождения человеческой души к превосходящему ее во всем Божеству не

означает, однако, отсутствия ответственности человека за свои действия.

Автор данного трактата отвергает притязания человеческой гордыни столь же

решительно, как и столетием позже Августин в полемике против Пелагия, однако

он столь же антино-мичен, как епископ из Гиппона, который совмещал в своих

воззрениях и идею предопределения, и идею свободы человеческой воли.

      74 Мантика -- прорицание о будущем. Следующие ниже разделы

трактата посвящены ее природе. В античной мысли начиная с Сократа (у

Ксенофонта) сама ее возможность не раз подвергалась обсуждению. Особенно см.

трактат Цицерона 'О дивинации', специально посвященный этому

      вопросу.

      75 Идею 'природной симпатии' сформулировали стоики,

опиралась она у них на представление о единстве мировой (телесной)

субстанции. Весь мир пронизан и взаимосвязан божественным дуновением

('пневмой'),