Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 2)

фр. 53, 80, 125). Отметим также, что

Плотин по-иному интерпретировал божественный строй, отождествляя Кроноса с

онтологическим уровнем Ума.

      56 Ср.: 'Тимей', 50Ь--d, 52d--53а.

      57 Автор стремится показать, что зло --видимость и

существует лишь для единичного. Беспорядок и видимые нарушения в мире есть

результат того, что материальное 'отстает' от идеального, никогда не будучи

в состоянии достичь и охватить его. Однако само это

      (стр.250)

      отставание вполне вписывается в идеальный строй Космоса

      как Целого.

      58 'Вторые боги', которые являются предметом следующего ниже

рассуждения, в сущности--'истечения' и 'энергии' первых. Поэтому между ними

существует не различение, но лишь отношение 'образ--образец', которое

объединяет богов в единый строй.

      59 Умопостигаемое единство всего -- аналог популярной в те

века концепции 'плеромы'. Имея гностическое происхождение, она является

характерной и для ряда христианских писателей, и для неоплатоников, хотя

выражаться может по-разному. 'Плерома' ('полнота') --это мир бытия как

такового, созданный сверхсущим Абсолютом как совокупность его предикатов,

каждый из которых является самостоятельным существом ('эоном'). Особенно

показательна в этом смысле концепция гностика Валентина. Согласно

последнему, Первоначало определяется как 'Завершенность' и 'Молчание',

'Отец' и 'Истина', 'Логос' и 'Жизнь', 'Первочеловек' и 'Церковь' и т. д.

(всего 30 эонов). Каждый из этих предикатов есть особая сущность, занимающая

особое место в рамках Полноты (Плеромы). У христианских писателей

Тертуллиана, Климента Александрийского и Оригена Полноту составляет Троица,

однако как полнота определений Отца ими рассматривается Логос-Христос. У

Плотина 'полны' три высшие природы -- Единое--Ум--Душа ('Эннеады', II 9.1),

где особую роль совокупности предикатов Единого (лежащих ниже его, поскольку

они бытийны, Единое же сверхбытийно) выполняет Ум. Основная отличительная

черта Плеромы --это сочетание иерархии и в то же время единства всех ее

уровней. В результате автор настоящего трактата может говорить о

'нерасторжимом слиянии' всего божественного

      (стр.251)

      в противоположность множественности и разделенности дольнего мира.

      60 Материальное мышление -- это мышление, обращенное к

материальному (буквально --'воматериаленное'), т. е. делимому и

нецелостному. Невидимость и непознаваемость для рассудка и 'материального

мышления' любого вида богов отсылает нас к разуму как к единственному

средству постижения божественной природы. Божество закрыто для здравого

рассудка, необъяснимо, если исходить из данностей человеческой жизни. Только

разум, обращенный к умопостигаемому, способен узреть его 'умным оком'.

      61 Различие демонов и героев заключается в том, что

первые--все-таки 'силы' богов и в определенном смысле внутренни им, герои

же--Логосы Божественной Полноты, а Логос ('слово-смысл') выносится вовне,

само его бытие есть про-из-несение, т. е. выхождение, отчуждение.

      62'A--'вестник', один из служебных чинов при божествах

в эллинистической религии, происхождением своим обязанный восточным, в

первую очередь месопотамским, культам. Представления об ангелах и архангелах

были широко распространены в античных иудаизме, гностицизме, христианстве. В

неоплатонизме учение об ангелах развивал Порфирий. В данном тексте

ангельские чины опосредуют связь между богами и демонами.

      63 Душа, таким образом, занимает особое место в Универсуме,

которое позволяет человеку -- в отличие от других форм отчужденного

'видимого' бытия--оказываться на пути восхождения к высшим началам, при этом

сохраняя себя как индивидуум (т. е., будучи 'неким единством', соприкасаться

с 'предшествующими причинами'). На этом построена неоплатоническая

антропология--вне зависимости

      (стр.252)

      от того, какой уровень различные неоплатонические школы считали

предельным для сохранения индивидуального самосознания.

      64 В данном случае критерием различения уровней божественной

иерархии выступает соотношение