фр. 53, 80, 125). Отметим также, что
Плотин по-иному интерпретировал божественный строй, отождествляя Кроноса с
онтологическим уровнем Ума.
56 Ср.: 'Тимей', 50Ь--d, 52d--53а.
57 Автор стремится показать, что зло --видимость и
существует лишь для единичного. Беспорядок и видимые нарушения в мире есть
результат того, что материальное 'отстает' от идеального, никогда не будучи
в состоянии достичь и охватить его. Однако само это
(стр.250)
отставание вполне вписывается в идеальный строй Космоса
как Целого.
58 'Вторые боги', которые являются предметом следующего ниже
рассуждения, в сущности--'истечения' и 'энергии' первых. Поэтому между ними
существует не различение, но лишь отношение 'образ--образец', которое
объединяет богов в единый строй.
59 Умопостигаемое единство всего -- аналог популярной в те
века концепции 'плеромы'. Имея гностическое происхождение, она является
характерной и для ряда христианских писателей, и для неоплатоников, хотя
выражаться может по-разному. 'Плерома' ('полнота') --это мир бытия как
такового, созданный сверхсущим Абсолютом как совокупность его предикатов,
каждый из которых является самостоятельным существом ('эоном'). Особенно
показательна в этом смысле концепция гностика Валентина. Согласно
последнему, Первоначало определяется как 'Завершенность' и 'Молчание',
'Отец' и 'Истина', 'Логос' и 'Жизнь', 'Первочеловек' и 'Церковь' и т. д.
(всего 30 эонов). Каждый из этих предикатов есть особая сущность, занимающая
особое место в рамках Полноты (Плеромы). У христианских писателей
Тертуллиана, Климента Александрийского и Оригена Полноту составляет Троица,
однако как полнота определений Отца ими рассматривается Логос-Христос. У
Плотина 'полны' три высшие природы -- Единое--Ум--Душа ('Эннеады', II 9.1),
где особую роль совокупности предикатов Единого (лежащих ниже его, поскольку
они бытийны, Единое же сверхбытийно) выполняет Ум. Основная отличительная
черта Плеромы --это сочетание иерархии и в то же время единства всех ее
уровней. В результате автор настоящего трактата может говорить о
'нерасторжимом слиянии' всего божественного
(стр.251)
в противоположность множественности и разделенности дольнего мира.
60 Материальное мышление -- это мышление, обращенное к
материальному (буквально --'воматериаленное'), т. е. делимому и
нецелостному. Невидимость и непознаваемость для рассудка и 'материального
мышления' любого вида богов отсылает нас к разуму как к единственному
средству постижения божественной природы. Божество закрыто для здравого
рассудка, необъяснимо, если исходить из данностей человеческой жизни. Только
разум, обращенный к умопостигаемому, способен узреть его 'умным оком'.
61 Различие демонов и героев заключается в том, что
первые--все-таки 'силы' богов и в определенном смысле внутренни им, герои
же--Логосы Божественной Полноты, а Логос ('слово-смысл') выносится вовне,
само его бытие есть про-из-несение, т. е. выхождение, отчуждение.
62'A--'вестник', один из служебных чинов при божествах
в эллинистической религии, происхождением своим обязанный восточным, в
первую очередь месопотамским, культам. Представления об ангелах и архангелах
были широко распространены в античных иудаизме, гностицизме, христианстве. В
неоплатонизме учение об ангелах развивал Порфирий. В данном тексте
ангельские чины опосредуют связь между богами и демонами.
63 Душа, таким образом, занимает особое место в Универсуме,
которое позволяет человеку -- в отличие от других форм отчужденного
'видимого' бытия--оказываться на пути восхождения к высшим началам, при этом
сохраняя себя как индивидуум (т. е., будучи 'неким единством', соприкасаться
с 'предшествующими причинами'). На этом построена неоплатоническая
антропология--вне зависимости
(стр.252)
от того, какой уровень различные неоплатонические школы считали
предельным для сохранения индивидуального самосознания.
64 В данном случае критерием различения уровней божественной
иерархии выступает соотношение