одно из важнейших пифагорейских понятий,
которым часто пользовался Ямвлих в 'Своде пифагорейских учений' (особенно в
трактате 'О жизни пифагорейской'). Знаменитые примеры 'пифагорейской дружбы'
(см. 'О жизни пифагорейской', 233--239) есть проявления единства Универсума
и лишь во вторую очередь --этическая парадигма. Автор возвращается именно к
пифагорейскому понятию, оставляя в стороне стоическую 'симпатию', так как
последняя указывала на взаимосвязь телесного мира.
45 Здесь имеется в виду слово --'склонение',
'склонность', произносившееся в позднем греческом языке одинаково с
употребленным несколькими строками выше словом --'призыв',
'вызов'.
46 Автор демонстрирует общее платоническое понимание зла.
Оно трактуется не как особая субстанция или онтологическая реальность, но
как результат человеческого выбора. Отклоняясь от богов, человек выпадает из
мировой гармонии и тем самым теряет даруемое богами благо. Зло есть, таким
образом, обращенность человека исключительно к своей единичности. И
страдания ('тьма'), вытекающие отсюда, являются вызванными им самим.
Впрочем, как мы увидим ниже, к отпадению способен не только человек, но и
ряд других божественных сущностей, наделенных способностью выбора. См.,
особенно, IV главу.
(стр.248)
47 Принуждения -- магические обряды, связанные с
привлечением помощи со стороны богов. Автор убежден, что подобные операции
не есть насилие над божеством, а вызываются им самим, иными словами--что
промысел предшествует человеческой деятельности.
48 Автор разделяет концепцию онтологической иерархии
(Единое--Ум--Душа--Телесный Космос), традиционно считающуюся достоянием
неоплатонизма, и иерархию божественных существ. Последние не распределены по
онтологическим уровням, но коренятся в Едином. Причина такой их трактовки
заключается в том, что божественная субстанция свободна, безусловна и
превыше любой необходимости, в том числе и интеллектуальной.
Божества--творцы, Ум же--сотворенное, хотя и бесконечно превышающее бытие
Космоса. В дальнейшем неоплатоники будут развивать учение об иерархии
божеств, единых по природе (Прокл: 'Бог и Единое--од-s но и то же'.-- Комм,
к 'Пармениду', 641, 10), но многообразно проявляющихся на различных
онтологических уровнях.
49 Здесь развивается тема, которую обсуждал еще Максим
Тирский (см. 'Речи', речь 5: 'О том, следует ли
молиться').
50 Имеется в виду символический характер подношений, когда
даруемый предмет благодаря самой ритуальной ситуации богослужения имеет
всеобщий характер: он как бы сбрасывает свою единичность, указывая на
всеобщее основание Универсума.
51 Т. е., с одной стороны, математические объекты, душевная
стихия (связанная со стихией времени) и божественное, с другой
--демонические и природные стихии. Неразумность заключается в том, что
демоническое
(стр.249)
приравнивается к телесному, а божественное---к душевному и к
абстракциям.
52 Речь идет о небесных телах, наиболее близких
божественному.
53 Учение о небесных телах, об идеальности их движений и
неделимости (вечности) состава сформулировал Аристотель (см. 'О небе', а
также 'Метафизику', 1068а, 30 и 1073а, 30--35).
54 Автор касается здесь неоплатонической концепции участия
высшего в низшем. При таком участии сущность и потенции высшего остаются
неизменными, деятельность же ('энергия') множественна--соответственно многим
предметам, в которых она участвует.
55 Нематериальные истечения -- это 'участие богов в
материальном' (см. прим. 54). Кронос (Крон), глава титанов, породивших,
согласно 'Теогонии' Гесиода, Зевса и поколение олимпийских богов, почитался
в эллинской религии как глава 'Золотого века'. Отсюда его 'основополагающее
действие'. Арес, бог войны и раздора, согласно данному трактату,-- сила
движущая, не дающая становящемуся остановиться и обратиться в совершеннейшую
бесформенность. Деятельность Ареса близка 'Войне--Борьбе' Гераклита,
царствующей в Космосе (Дильс--Кранц,