когда мы приготовим еду и съедим её. Так что мы должны выполнить эту работу. Вот что можно сказать о дхьяне. Давайте практиковать её и пребывать в ней.
Восьмой шаг — это самадхи. Что это значит? Даже сам человек, переживающий опыт, исчезает, и остаётся только переживание. Например, мы были на концерте. Но что было у нас в уме? Сначала зал, его расположение, потом сиденья и публика вокруг нас. Потом — музыкант и его облик. Тут же его имя, Читтибабу (это знаменитый музыкант из Южной Индии), и его прежние достижения. Мы говорим об этих достижениях, его славе, величии. То есть мы наслаждаемся всем, кроме него самого. Всё это о Читтибабу, вокруг Читтибабу, но вовсе не он сам. Но вот он начал играть. Что же произошло? Зал исчез, и вместе с ним всё окружающее. Исчезли и ваши друзья, с которыми вы пришли на концерт и говорили о солениях, урожае манго и прочих таких вещах. Из вашего ума исчез и сам концерт, его программа, имя музыканта, выражение его лица и всё, что вы о нём знаете. Что же осталось? До этого вы хотели успеть на поезд в 9.30, пришли на концерт в 7.30, а когда он закончился и вы встали, оказалось, что уже 10.30 вечера. Но наш ум был остановлен, остановлены чувства и наша программа успеть на поезд. Нас не было. Присутствовало лишь одно — не мы, не музыкант, а то, что можно назвать переживанием музыки. Даже нас не было. Если бы мы присутствовали и были в сознании, мы пошли бы на станцию и успели на поезд. Что же имело место? Полное отсутствие самого наблюдателя. Отсутствие четверичного кольца и пятиконечной звезды. Кто же присутствовал? Тот, кто существует во всех и не меняется от человека к человеку. Во всех людях он один и тот же. Допустим, у меня и у вас в домах есть стеклянные окна. Стёкла в наших окнах могут быть разными, но стекло, из которого они были сделаны первоначально, — одно. Точно так же един во всех и внутренний обитатель. Он называется антарьями. Он — Великое Присутствие. Таким образом, существует только одно. Это и называется самадхи. Таковы восемь шагов, и они должны практиковаться одновременно, а не один за другим. Но как же это делается?
Вверение
Патанджали даёт процесс полного вверения Ишваре, который он назвал 'Ишвара пранидхана'. Как же полностью ввериться ему, когда мы помним о себе? Нужно помнить о нём, и при этом не помнить себя. Только тогда это будет полной отдачей, или вверением. Для этого есть только один метод — Патанджали говорит: 'зовите его по имени'. Шри Рамакришна Парамахамса говорил: 'Представьте кусок сахарной карамели в растворе сахара. Что же при этом произойдёт? Тот, кого вы призываете — это раствор сахара.' Что будет с куском льда, который положат в кипяток? Представьте, что вы кусок льда, а Ишвара — вода. Что же произойдёт, когда вы позовёте его по имени? 'Тасья вачаках пранавах' — говорит Патанджали (I.27). Его слово — ОМ. Произносите Ом медленно, мягко, непрерывно, и вслушивайтесь в него. Произносите и слушайте. Что же значит — 'его слово — Ом'? Через некоторое время вы поймёте, что зовёте его. Вы почувствуете, что зовёте его, потому что он зовёт вас призвать его. Откуда же исходит воля произносить Ом или делать что-то? Только от него. Так мы поймём, что зовём его, потому что он зовёт нас. Но так не может произойти, если мы изрекаем что-нибудь другое. Это не имеет отношения к какой-либо религии — это относится к науке. Всякий человек во все эпохи достигает освобождения лишь практикуя это. Другого пути нет. Таким образом, с вами будет его слово. Вы будете изрекать его, то есть призывать его. Он начнёт призывать вас, и вы узнаете, что он всегда вас зовёт. 'Тат джапах тадартха бхаванам' (I.28). Распевать его — значит постигать его смысл. Нужно произносить и слушать свой голос. Это ключевой момент.
Нади
Теперь мы займёмся отдельным предметом — нади. В науке йоги много говорится о нади. Этот термин используется в науке мантры и в науке тантры, науке аюрведы и науке йоги. Сказано, что в нашем теле множество нади. В йоге мы слышим в основном о трёх нади — иде, пингале и сушумне. Что же они на самом деле собой представляют, и где находятся? Если мы спросим об этом специалиста по анатомии, он ответит: 'Никаких иды и пингалы нет. Вы с ума сошли'. Вот что он скажет. Ещё он скажет: 'Никаких чакр в позвоночнике нет. Разрезая позвоночник, мы не находим там никаких колёс, и уж тем более — колесниц'. Так что нам нужно узнавать об их существовании от Учителей.
Некоторые переводят слово 'нади' как 'нервы'. Так же они переводят и в книгах по аюрведе, комментируя, что древние