не понимает, это уже называется судебными прениями. (Смех). Когда же два человека говорят, и в равной мере не понимают друг друга, это называется философией или метафизикой. (Смех). Так что же такое философия? Что-то такое, чего нельзя понять. То же, что я стараюсь вам дать — это квинтэссенция того, что передали нам древние в качестве центра, от которого отходят всевозможные ветви учения. Это можно назвать основным ключом ко всем знаниям. Так что прилагайте этот ключ к каждой отрасли наук, и он откроет их вам, и вы узнаете секрет. Это как отмычка, которой воры в поездах открывают все чемоданы.
Сложив четыре внутренних инструмента с пятью органами чувств, мы получим девять, но есть и ещё один, десятый принцип. Это пуруша. 'Атхьятхиштат дашангулам. Пуруша э ведагам сарвам'. Пуруша всегда пребывает в собственном бытии, действуя оттуда через десять чисел, и являет собой десятый принцип, потому что пуруша был первым принципом — он всемогущ и вездесущ.
Повозка и лошади
Органы чувств воздействуют на внутренние инструменты, особенно на ум. Из-за чувств ум оказывается обусловлен в пяти отношениях и постоянно занят отработкой своих реакций на окружающую среду. Так что вместо собственного изначального бытия он в значительной степени располагает лишь отражением среды. В нём постоянно, как в зеркале, оказывается это отражение, и у него не остаётся времени побыть без этого отражения. Ум всё время в состоянии отражения среды, и у него нет времени, чтобы существовать таким, каков он есть. Вот мы смотрим на солнце, отражённое в зеркале. Тогда мы можем видеть лишь отражение солнца, но не зеркало. Так и когда мы слушаем, мы воспринимаем лишь образ звука, а не ум. И когда мы нюхаем, для нас есть лишь отражение запаха, а не изначальный ум. Это ясно? И когда мы пробуем что-то на вкус, и тут нет изначального ума, а лишь отражение вкуса. Осязая что-то горячее или холодное, мы ощущаем лишь образ внешнего прикосновения, но не чистое чувство осязания. Таким образом, когда ум в контакте с окружением, он как бы не существует. Незамедлительно возникает лишь реакция. Это подобно тому, как если бы секретарь полностью работал вместо хозяина, не давая действовать ему самому. Это влияние кали-юги. Это такой секретарь, который приготавливает все бумаги, и просит собственника подписать их, не читая. При всех вопросах он будет отвечать: 'Так заведено на протяжении многих поколений. Вы не имеете права спрашивать'. Вот что он скажет. (Смех). Так что же делать? Человека, попавшего в такое положение, можно сравнить с седоком в повозке, запряжённой пятью лошадьми. Каждую из них по отдельности привлекает какая-нибудь трава, и каждая стремится к той, которую видит. И все рвутся к своей траве с таким вот одинаковым ржанием. (Тут учитель, к удовольствию учеников, изобразил ржание лошади). Повозка движется, но можете ли вы назвать это путешествием? Вот и наша жизнь проходит подобным образом. Вот почему в Бхагавад-гите посвящение даётся в колеснице, запряжённой пятью лошадьми. Этот эпизод — аллегория, представляющая сверхфизическое явление. Человек в повозке беспомощен, когда лошади несут его. Так проходят годы, и мы несёмся к стене, называемой смертью, не зная, что за ней. И нас вовсе не предупреждают о смерти перед тем, как она произойдёт. Она внезапна. Таковы правила.
Парень, который страдает таким образом, — это джива или ахамкара. Из этой суммы пяти и четырёх он — девятый. Его можно также назвать отрицательным я. У него есть лишь принимающий полюс и нет передающего. Он всегда получает информацию извне, и ему нечего передавать. Так что он отрицателен. Но внутри есть другой парень. Он тот, кто называется Светом, десятым. Он — единственный свет. Все прочие вещи — лишь отражения. Так что здесь присутствуют отражение, отражатель и аппарат. Он весьма сложен, но к сожалению, это лишь аппарат. Тот же, кто внутри, излучает свет вовне. Он расширяется, распространяется. Он собственно и излучается. Он и есть 'Я', и именно от него сияет свет в виде ума и способностей чувств. Лишь благодаря электричеству, протекающему через эту сложную машину, она действует, а без него она была бы трупом. И мы должны жить как этот парень. А сейчас мы живём как тот, первый парень, ложное я. Внутри, кроме нас, никого нет. Внутри только один. А мы, как дураки, расхаживаем вокруг. Но должно прийти время, когда мы заживём как он. Для достижения этого есть путь.
Тот, кто внутри, называется в науке йоги Ишварой. Ишвара, или Иша, — это большее, истинное Я. Что же означают слова 'джива' и 'ишвара'?