— прим. пер.
Один восточный гуру впервые приехал на запад. Он попросил учеников прийти на посвящение в четыре утра — он думал, что там, как в Индии. Один из них спросил — 'можно ли перед выходом позавтракать?' Гуру ответил — 'Нет, это великий грех. Это само по себе преступление'. Утром ученики пришли с хорошим аппетитом и сели, как голодные собаки. 'Закройте глаза' — сказал гуру. Он собирался преподать им 'Гурур Брахма', и спросил — 'что вы видите?'. 'Два куска хлеба, а между ними — масло' — ответили ученики. (Все подобные юмористические примеры учителя вызывали смех и создавали обстановку, расслабляющую учеников и помогающую им войти в йогическое присутствие).
Так что не нужно быть столь глупыми. Выберите место и позу, которая вам удобна. Начать нужно с вашего нынешнего уровня. Сядьте на что-нибудь мягкое, расположитесь удобно и закройте глаза. Наблюдайте, что в вас происходит. Мы привыкли думать, что мы дышим сами — мы вдыхаем свой воздух, едим свою пищу, выполняем свою работу. Все эти мысли — результат иллюзии. Свой воздух мы вдыхаем, только когда курим. (Смех в зале). Фактически же это пребывающее в нас Господне Сознание вдыхает свой собственный воздух. Этот воздух принадлежит ему. Эта собственность, которую мы мним своей, принадлежит ему. И это тело тоже принадлежит ему. (Смех). Так что то, что мы называем своим телом, на самом деле не наше — оно лишь одолжено нами в божественном банке. Всем этим мы обязаны ему. Это тело подобно учреждённому им магазину, в котором мы держим запас товара, взятого у него в кредит. Мы делаем бизнес, продавая его товар. Мы должны это знать. Со временем вы сами, по вдохновению, придёте к пониманию этого. Не узнав этого, вы не можете пересечь порог и войти в высшие, внутренние царства сознания для продолжения духовного прогресса. Позже, в ходе того, как ваш ум наблюдает за дыханием, он будет постепенно к дыханию приближаться.
Истинное и ложное я
Но где же находится ум, пока этого не произошло? Где его местопребывание? Есть два больших центра. Вот где ум. (Учитель показал на голову). А вот здесь (в сердце) — место истинного Я. Голова — место ложного 'я'. Вы можете назвать его отрицательным 'я', а то, высшее — положительным. Последнее — это действительно вы, а первое — та ваша часть, что стала умом. Истинное Я действует, даже когда вы спите. Если бы это было не так, то вы умерли бы сразу после погружения в сон. (Затем учитель дал пояснение о физическом сердце и истинном сердце). Физическое сердце — это сиденье, где находится сам мистер Сердце. (Смех). Физическое сердце и само Сердце отличны друг от друга. Этот мистер Сердце и есть Господь, пребывающий в сердце. Он и есть истинное Я. Постепенно этот ум, ложное я, начинает перемещаться туда, так как там расположены лёгкие и происходит дыхание. Раньше, когда ум спал, истинное Я было уже за работой. Действует оно и после нашего пробуждения. Мы думаем, что это мы работаем. 'Мы' — значит 'ум', пока мы не пройдём полную практику йоги. Когда мы говорим 'я собираюсь, я иду, я думаю, я работаю, я рожаю детей', то всё это совершается умом, а не нами. Ум — не истинное Я, это ложное 'я'. Он лишь секретарь истинного Я. Но он действует так, как будто является полноправным владельцем всей собственности, и заставляет нас верить, что он — единственный собственник, и был таковым всегда. Так что же нам с ним делать? Услуги ума должны быть не прекращены, а лишь приостановлены. (Смех). Нам нужно заставить этого парня работать как следует. Этот работник нам годится, и негоже совсем увольнять его.
Некоторые говорят, что мы должны остановить ум. Люди тратят на это десятки лет, и так и умирают ни с чем, потому что сам процесс этот неверный. Вы никогда не сможете так сконцентрировать ум, даже не пытайтесь. Господь Кришна говорит: 'асамшаям махабахо мано дурниграхам чалам' — 'Несомненно, о сильнорукий, ум неугомонен, и трудно его сдержать'.* Он всегда движется. Сам принцип его — движение. А движение нельзя сделать неподвижным. Так что не пытайтесь концентрировать ум. Это ложный процесс. Вы так в нём и умрёте. Если так, то что же делать? Вместо того, чтобы пытаться остановить ум, расслабьте его путём переноса сюда, в сердечный центр. Призовите его сюда, и пусть он наблюдает движения дыхания. Так Яджурведа должна быть принесена в Самаведу. Может быть много школ мысли, исследующих этот предмет, но это — изначальная школа. Так что принесите Яджурведу в Самаведу, и дыхание будет постепенно выравниваться. Пока же, поскольку у вас в дыхании много неравномерностей, оно