что они должны делать и произносить. Но эзотерически это означает План. Но что же в нас планирует? Ум. 'Мано яджурведаха' — Яджурведа означает ум. Таким образом, с помощью этих инструментов мы совершаем действия и составляем эти тома во внешнем выражении. Ригведа действует в нас, мы её изрекаем. Риши наблюдали её в нас и создали образ Ригведы в виде книги. Так же и с Яджурведой. Таким образом, три Веды действуют внутри, как принципы, а Риши изложили эти принципы во внешних книгах. Так что Веды существовали задолго то того, как были написаны эти книги, потому что они были в нас. И для этих существующих в нас Вед были даны внешние проявления в форме мантр, объяснений, комментариев, и, наконец, книг. Таким образом, Веды существуют в вас и в окружающем мироздании в форме законов творения. Ещё до написания книг эти принципы и законы уже в нас были. До нашего рождения были те законы, по которым мы и родились. И точно так же, как на деревьях вновь и вновь распускаются листья, Веды осуществляют действие этих законов в разных аспектах деятельности всего мироздания. Поскольку листья появляются снова и снова, мы понимаем, что причина тут в дереве. Подобно этому, поскольку всё мироздание систематически приходит в проявление, риши увидели, что под этим есть глубинный поток — Веда. Таким образом, Веда — это мудрость.
Всё это не зафиксируешь на бумаге или даже на кассете. Нельзя это сделать, но мы можем это почувствовать. Выучить же это невозможно. Мы можем выучить что-то об этом, но не само это. Если вы положите на кусок железа книгу о магнетизме, он от этого не станет магнитом, но от соприкосновения с магнитом он может намагнититься. Кусок железа не может знать, что такое магнит, но он может стать им. Точно так же вовсе невозможно когда-либо узнать, что такое знание, и что — познаваемое. Вы можете знать о нём, но не его само. Вы не можете знать его, но вы можете стать им. Вот что называется преображением. Джива может стать Богом, и ни чем иным. Все эти лекции, книги и объяснения — все они говорят об этом, но не могут сделать вас этим. При помощи чтения этих книг и изучения разных вещей вы можете подготовиться и вымостить себе путь. Но стать этим вы должны благодаря своей годности и усилиям, и это особый процесс. Есть лишь один процесс преображения, и нет иного — ни на Земле, ни на какой-нибудь другой планете. Те, кто узнал этот метод, передали его своим ученикам, сопроводив множеством материалов, облегчающих его понимание. Таким образом, одна религия отличается от другой в силу того, что много было сказано о методе, как стать Тем. Но действительный метод, если он правильно практикуется в любой религии, должен быть именно одним и тем же, а не просто похожим. И этот единственный метод передавался все эти тысячи и сотни тысяч лет. В упрощённом изложении метод этот следующий.
Пранаяма
Вам нужно применить три Веды, то есть направить ум на ваше дыхание. Это первый шаг. Как же применить ум к дыханию? Сначала наблюдайте своё дыхание. Наблюдать вы можете только умом. Вы не можете наблюдать ухом, носом, или чем-то другим. Наблюдение означает именно действие умом, и ни чем иным. Вы не можете наблюдать рукой или ногой. Каждый день посвящайте некоторое время наблюдению за своим дыханием. Наблюдайте движения, происходящие при дыхании. Что же для этого нужно? Нужно спокойно сесть, выбрав для этого место с чистым окружением. Например, мы собрались здесь на две недели — почему же мы приехали сюда на автобусах и поездах? Это потребовало от нас некоторого напряжения, зато мы достигли своей цели. Иначе бы мы остались с одним напряжением. Так что первым делом надо выбрать чистое и спокойное место. В Бхагавад-гите сказано: 'шучау деше пратиштхапья'* Затем примите позу, которая удобна и комфортна для вашего тела. Не нужно предписывать всем падмасану. Пусть каждый начнёт со своего собственного сложения, как с исходной точки — так будет лучше. Цель достижения должна быть одна и та же, но начальная точка не обязательно должна быть у всех той же самой. Допустим, я буду предписывать падмасану всем, заставляя сидеть в ней неподвижно по полчаса. У некоторых ноги одеревенеют, и чтобы разогнуть их, придётся нанять рабочих, а колени потеряют гибкость и будут щёлкать при ходьбе. Колени будут страдать от боли, и в таком положении будет уже не до спокойствия ума. Представьте, что гуру купит всем своим ученикам одинаковые ботинки по его ноге. Какое уж тут удовольствие! То же самое будет, если всем предписывать падмасану.
__________
* В чистом месте расположившись (VI.11)