Кулапати Эккирала Кришнамачарья

Оккультная анатомия

неритмичное. От рождения оно ритмичное и регулярное, но всякое возмущение, создаваемое нами на эмоциональном плане, сбивает дыхание. Ведь каждый раз, когда мы злимся на кого-нибудь, дыхание сбивается. Точно так же нарушается оно и когда мы испытываем ревность, ненависть, страх или подозрение. По тысяче раз в день мы сбиваем его, а поскольку мы прожили уже много десятилетий, наше дыхание зажато напряжениями. Оно нарушено. Так что нам нужно снова восстановить ритм. Что же нам с ним делать? Его надо выровнять. Нарушения были вызваны неестественными причинами. При естественном ходе никаких возмущений нет. Ритм естественен. Мы должны определить скорость своего сердцебиения — когда оно регулярное, и когда нерегулярное. Сами мы естественны, но вышеупомянутые условия неестественны, и мы должны освободиться от этих неестественных условий. Вот почему мы взялись за этот предмет. Быть собранным — естественно, а беспокоиться — неестественно. Но поскольку мы невольно заставляем себя беспокоиться, то нам кажется, что беспокойство естественно. Если так, то нам не нужно приезжать в Силеру, Падеру или Мотхугудем. Мы можем быть и в Вишакхапатнаме, но всё равно будем нарушать естественные условия.

__________

* Бхагавад-гита, VI.35.

И в то же время мы видим многие примеры людей, живущих в том же деловом мире, что и мы, но ведущих уравновешенную жизнь. Так что это естественно, а вот то, что мы переживаем, мы устроили себе сами. Среди нас жили парамахамса Рамакришна и свами Вивекананда. А сейчас среди нас живёт свами Ранганандхананда. Если померять им пульс, он оказался бы нормальным. Также был с нами и Шри Рамана Махариши. Он жил в том же мире, но его дыхание и сердцебиение было нормальным. Следовательно, это доказывает, что все эти возмущения создаются нами самими и не являются естественными. Что же нам делать? Нам нужно сделать дыхание регулярным. И я вам расскажу, как сделать дыхание ровным, регулярным и ритмичным.

Первый шаг пранаямы

Начните дышать медленно, мягко и равномерно. Вдыхайте так полно, как можете, но чтобы это не причиняло дискомфорта. Затем медленно выдыхайте — с той же скоростью, и делайте это так мягко, чтобы не было слышно звука вашего дыхания. Процесс должен быть насколько возможно медленным, но без дискомфорта. Постепенно вы достигнете мастерства. В то же время, наблюдайте собственное дыхание своим умом. Если ваш ум где-то блуждает, то весь этот эксперимент будет пустой тратой времени.

Уравновесьте центростремительную и центробежную пульсации, то есть прану и апану. Стабилизируйте путь пульсаций и войдите в равновесие дыхания. Принесите ум в сердце, думая о сердце. Никаких занятий кумбхакой ни Патанджали, ни Бхагавад-гита не предписывают. То есть ни одно из наставлений по йоге не учит насильственному задержанию воздуха в лёгких и другим подобным вредным процедурам. Спокойно, одним потоком, вдыхайте, сколько позволяют ваши лёгкие, а потом точно так же выдыхайте. При этом процессе дыхание не должно сбиваться. Совершайте такие дыхания непрерывно и наблюдайте движения ваших лёгких и грудной клетки. Этой практикой установится Самаведа, и утерянные 'чхандасы' снова будут обретены. Чхандасы — это не размеры, в которых написаны мантры Вед. В Гите говорится про 'чханданси ясья парнани'. Благодаря вышеописанной практике, мы обнаружим эти числа и размеры внутри нас (в области сердца и грудной клетки). Вы начнёте находить музыку в дыхании и сердцебиении. Вначале вы сможете проделать подобным образом лишь три дыхания подряд, ведь они выполняются медленно, а наши лёгкие привыкли к быстрому дыханию, поскольку в последние десятилетия мы вдыхаем много дыма и пыли. Так что проделывайте медленно три таких дыхания, а затем делайте перерыв на полминуты, оставляя дыхание неровным. Потом опять три дыхания, опять пауза, и опять три дыхания — итого три раза по три. Со временем вы сможете выполнить уже все девять таких дыханий подряд. Но продвигайтесь медленно, без всякой спешки. Это первый шаг.

Второй шаг пранаямы

Вдыхая, непрерывно мысленно произносите звук 'Со', а выдыхая, произносите 'Хам', причём не только умственно, но и вслух. Когда вдыхаете, произносите про себя, а когда выдыхаете — то вслух. (Здесь учитель продемонстрировал этот процесс). Проделав девять дыханий в качестве первого шага, переходите к этому, второму, который мы сейчас описываем. Все шаги должны выполняться одновременно, то есть каждый день нужно проделывать все эти шаги. Пока вы вдыхаете, всё это время произносите 'Со' с помощью ума, а когда выдыхаете,