самому себе.
Аристотель. По-видимому.
Парменид. Далее, если нечто отлично от чего-либо, то не от отличного ли будет оно отлично?
Аристотель. Безусловно.
Парменид. Итак, есть ли все не-единое иное по отношению к единому и единое - иное по
отношению к тому, что неедино?
Аристотель. Как же иначе?
Парменид. Следовательно, единое должно быть иным по отношению к другому.
Аристотель. Да, должно.
Парменид. Но смотри-ка: само тождественное и иное не противоположны ли друг другу?
Аристотель. Как же иначе?
Парменид. Так может ли тождественное находиться когда-либо в ином или иное в
тождественном?
Аристотель. Не может.
Парменид. Но если иное никогда не может находиться в тождественном, то среди
существующего нет ничего, в чем находилось бы иное в течение какого бы то ни было времени;
ведь если бы оно хоть какое-то время в чем-либо находилось, то в течение этого времени отличное
находилось бы в тождественном. Не так ли?
Аристотель. Так.
Парменид. А если иное никогда не находится в тождественном, то оно никогда не может
находиться ни в чем из существующего.
Аристотель. Верно.
Парменид. Следовательно, иное не может находиться ни в том, что неедино, ни в едином.
Аристотель. Конечно, нет.
Парменид. Следовательно, не посредством иного будет отличным единое от того, что неедино,
и то, что неедино, - от единого.
Аристотель. Нет.
Парменид. Равным образом и не посредством себя самих они будут различаться между собою,
так как не причастны иному.
Аристотель. Конечно.
Парменид. Если же они различны не посредством себя самих и не посредством иного, то не
ускользнет ли вовсе их обоюдное различие?
Аристотель. Ускользнет.
Парменид. Но с другой стороны, то, что неедино, не причастно единому; в противном случае
не-единое не было бы не-единым, а каким-то образом было бы единым.
Аристотель. Правда.
Парменид. Но не-единое не будет также и числом, потому что, обладая числом, оно ни в коем
случае не было бы не-единым.
Аристотель. Конечно, нет.
Парменид. Что же? Не есть ли не-единое часть единого? Или и в этом случае не-единое было
бы причастно единому?
Аристотель. Было бы причастно.
Парменид. Следовательно, если вообще это - единое, а то - не-единое, то единое не может быть
ни частью не-единого, ни целым в отношении него как части; и, с другой стороны, не-единое тоже
не может быть ни частью единого, ни целым в отношении единого как части.
Аристотель. Конечно, нет.
Парменид. Но мы говорили, что вещи, между которыми нет ни отношения части к целому, ни
целого к части, ни различия, будут тождественными между собою.
Аристотель. Да, говорили.
Парменид. Но если дело обстоит так, не должны ли мы утверждать, что единое тождественно
не-единому?
Аристотель. Должны.
Парменид. Следовательно, выходит, что единое отлично от другого и от себя самого и в то же
время тождественно ему и самому себе.
Аристотель. Пожалуй, это верный вывод из данного рассуждения. Парменид. Но не будет ли
единое также подобно и неподобно себе са-
мому и другому?
Аристотель. Может быть.
Парменид. По крайней мере, раз оно оказалось иным по отношению к другому, то и другое
должно бы быть иным по отношению к нему.
Аристотель. Как же иначе?
Парменид. Но, не правда ли, оно так же отлично от другого, как другое от него, - не более и не
менее?
Аристотель. Конечно.
Парменид. Если не более и не менее, то, значит, одинаково.
Аристотель. Да.
Парменид. Итак, поскольку единое испытывает нечто отличное от другого и наоборот,
постольку единое по отношению к другому и другое по отношению к единому испытывают одно и
то же.
Аристотель. Что ты хочешь сказать?
Парменид. Вот что. Не прилагаешь ли ты каждое из имен к какой-либо вещи?
Аристотель. Прилагаю.
Парменид. А одно и то же имя можешь ли ты использовать чаще, чем один раз?
Аристотель. Конечно.
Парменид. Но разве, произнося его один раз, ты обозначаешь им то, к чему оно относится, а
произнося его много раз, обозначаешь нечто другое? Или же неизбежно, произносишь ли ты одно
и то же имя однажды или многократно, ты всегда обозначаешь им одно и то же?
Аристотель. Как же иначе?
Парменид. Но ведь и слово 'иное' есть имя чего-то.
Аристотель. Конечно.
Парменид. Следовательно, когда ты его произносишь - однажды или многократно, - то делаешь
это не для обозначения чего-либо другого, и не другое ты называешь, а только то, чему оно служит
именем.
Аристотель. Безусловно.
Парменид. И вот, когда мы говорим, что другое есть нечто отличное от единого и единое -
нечто отличное от другого,