взглядам, ровным, доброжелательным ко всем отношениям, всегда
ясным, бодрым и жизнерадостным настроением. Я чувствовал, что
даже здоровье мое поправляется.
С этой поры моя жизнь изменилась и этой переменой я всеце-
ло обязан Тайному Учению древности, тайной мудрости, капля за
каплей накапливавшейся на протяжении тысячелетий и благоде-
тельствующей человека, дающего себе труд познакомиться и срод-
ниться с нею.
И вот я хотел, чтобы Тайное Учение древности, так много
давшее мне, простерло свое благотворное влияние и на других.
Как брат, приношу Вам то, что даровали мне старшие братья.
Глава I
Оккультные традиции, или тайное учение, всегда утверждали, что
наша планета существует уже более сотни миллионов лет, что
стала подтверждать современная наука.
С того отдаленного времени, когда поверхность материков
достаточно охладилась, чтобы на ней могла появиться раститель-
ность и могли воплощаться люди, ─ они всегда находились под
надзором и опекой Провидения. Эта опека была особенно заботли-
ва в ту раннюю пору, когда человечество находилось еще в мла-
денческом периоде своего умственного развития. На заре челове-
ческих рас, когда они ежечасно нуждались в защите и поддержке.
Провидение им посылало наставников, духовных учителей и проро-
ков.
Эти люди, старшие братья, потомки рас, жившие раньше на
других планетах и уже достигшие совершенства, воплощались на
нашей земле в разных странах, в разное время, среди различных
народов: они обучали их познанию Божества, иерархии небесных
сил, земледелию, ремеслам, науке и искусствам.
Самые способные и усердные ученики становились жрецами.
Мыслители, философы, ученые группировались вокруг храмов и
святилищ, являясь сосредоточением религии и всех наук, цент-
ром, из которого излучались свет духовный ─ религиозное учение
и свет умственный ─ всякого рода знания, отвлеченные и практи-
ческие. Люди, жаждавшие знаний, устремлялись в ограду храмов и
там находили просвещение. Все великие религии имеют и всегда
имели внешнюю историю и историю внутреннюю: первая ─ видимая,
вторая скрытая. Под внешней историей надо понимать догматы и
мифы, преподаваемые в школах и храмах публично и вошедшие в
обряд религии. Под внутренней историей надо понимать и разу-
меть науку глубокую, тайную доктрину, оккультную деятельность
великих учителей, пророков и реформаторов, создавших и поддер-
живавших живой дух великих религий. Первая, официальная исто-
рия, которая может быть всюду прочтена, протекает при дневном
свете, тем не менее она темна, запутанна и противоречива. Вто-
рая, которую можно назвать сокровенным или тайным преданием
или учением Мистерий, ─ трудно распознаваема, ибо она протека-
ет в глубине святилищ и храмов, в замкнутых братствах. Ее са-
мые важные тайны сохранились верховными учителями и жрецами,
которые не доверяли их книгам и пергаментам, а передавали на
ухо своим приемникам.
История эта ─ это устное предание, ныне восстановленное,
является историей, полной света, внутренней связи и гармонии.
Ее можно назвать также историей единой всемирной и вечной ре-
лигии; в ней проявляется внутренняя суть вещей, истинное со-
держание человеческого сознания, тогда как внешняя история по-
казывает только его земные формы.
Тайная история или вернее ее результат ─ тайное учение и
является предметом настоящей книги.
Истоки тайного учения находятся в Индии, в Ведах. Не менее
поразительная древность священной доктрины в Египте в свитках
папируса Книги мёртвых. Тайное учение ярко сквозит в очаро-
вательной мифологии Эллады: оккультные традиции Израиля сохра-
нены под покровом туманных форм Каббалы, сокровенная мудрость
Христианства сияет в Евангелиях, она бьет ключом из живого
родника притч Христа. Мудрецы, пророки и великие учителя всех
времен и всех стран пришли к одинаковым заключениям относи-
тельно основ, относительно первичных и последних причин путем
глубокого внутреннего размышления и созерцания, при полном
закрытии всех чувств земным впечатлениям. Они стали величайши-
ми благодетелями человечества, вырвав его из бездны жизней,
животной природы, отрицания и постепенного поднимания его к
вершинам идеала.
Изучение внутренней истории всех великих религий приводит
к результату величайшего значения: оно устанавливает незыбле-
мый факт ─ глубочайшую древность, непрерывность