М.Н. Павлов

Тайное учение древности

его

земных жизнях. Память прошлого выражается в тех духовных

свойствах и качествах, которые он не приносит с собой при рож-

дении и которых он не мог не получить в наследство от родите-

лей, ни приобрести воспитанием.

Орудием земной памяти, в котором запечатляются все события

жизни, является мозг. После смерти тела мозг погибает, унося с

собой все то, что было запечатлено в нем в данной жизни. С ги-

белью мозга, следовательно, гибнет и земная память о только

что прожитой жизни. Когда же человек воплощается вновь, в его

основном мозгу не может быть запечатлена память о прошлых жиз-

нях, потому что этот мозг во время тех жизней не существовал.

В высшем разуме живет сознание человека. Пока разум погло-

щен мыслями, относящимся к внешнему миру, к земному он отума-

нен себялюбием, он будит лишь низшие силы сознания. Только

тогда, когда разум начинает постигать истинную цель человечес-

кой жизни и любви ко всем людям, лишь тогда в сознании начина-

ет усиленно работать совесть и высшая интуиция, просветляющая

его и доводящая его иногда до степени гениальности.

Высокие помыслы, благородные и чистые мысли и все то доб-

рое и сверхличное, к чему человек стремится и что он осущест-

вил на пользу близких в своей земной жизни, сосредоточены в

его сознании.

Сознание и составляет истинного человека, его вечный ДУХ и

его бессмертную индивидуальность.

Эволюция человека ─ это эволюция его сознания, оно посте-

пенно расширяется и поднимается все выше и выше. Оболочки, в

которые человек облекается или которые он сбрасывает, являются

не более как орудием для этой эволюции. В высшем разуме сосре-

дотачиваются и перерабатываются в способности и качества все

хорошие и благородные мысли и начинания ─ плоды последнего

воплощения человека. В нем эти плоды присоединяются к тому

опыту, который уже накопился за все его жизни и вся эта жатва,

вместе взятая, переходит в духовное тело, таящее в себе все

силы, необходимые для достижения совершенства. Но это совер-

шенство проявляется в нем только постепенно, через долгие века

и в конце многочисленных воплощений.

Достигнуть совершенства ─ это значит развить все свои

внутренние качества, а в особенности правдивость, любовь и

сострадание.

Самые необъяснимые загадки человеческого существования по-

лучают простое и разумное объяснение благодаря тайному учению

об эволюции тела и духа человека. Оно развертывает перед нами

огромное прошлое, на протяжении которого постепенно созидается

наш организм. Один за другим нарождались наши органы чувств и

через их посредство пробуждалась вся сложная деятельность на-

шего духа.

Миллионы лет тому назад мы были совсем не то, чем мы явля-

емся теперь. 1000 лет назад мы также были иными и будем опять

иными через 1000 лет и, тем более, через миллионы лет.

Человек таков, какой он есть, величина далеко не законченная, а только

переходная ступень чего-то очень большого, развивающегося на протяжении

эонов, являющего собой бессмертную божественную индивидуальность.

Глава IV

Живя и действуя одновременно в трех планах, человек своим фи-

зическим телом влияет на материальный мир; своим астральным

телом живет и действует в мире чувств, страстей и желаний, а

своим ментальным телом живет и действует в области мысли. Мыс-

ли как свет, теплота, звук ─ есть вибрации эфира, но вибрации

бесконечно очень быстрые, они естественно воспринимаются нашим

мозгом, но проследить этот процесс путем физического наблюде-

ния невозможно ввиду тонкости материала мысли. Каждый человек

двигается в пространстве, как будто заключенный в клетку, ко-

торую он сам себе построил: он окружен миром привычных ему

мыслей, на все он смотрит сквозь эту, созданную им среду и по-

этому, естественно, мир кажется ему окрашенным тем цветом, ко-

торый преобладает в его мыслях: оптимист видит все в розовом

цвете, пессимист все окружающее представляет в мрачных то-

нах.

До сих пор, пока человек не научится строго контролировать

свои мысли и чувства, он никогда не увидит вещи такими, какими

они существуют в действительности, а всегда будет видеть их

сквозь собственную среду, наподобие плохого зеркала, искажаю-

щего и обесцвечивающего всё.

Так называемое мрачное настроение, ни есть нечто роко-

вое, неотразимое: оно продукт его мысли, результат того, как

он мыслит. Человеку, желающему исправить, перестроить весь

свой