М.Н. Павлов

Тайное учение древности

и

взглядам, ровным, доброжелательным ко всем отношениям, всегда

ясным, бодрым и жизнерадостным настроением. Я чувствовал, что

даже здоровье мое поправляется.

С этой поры моя жизнь изменилась и этой переменой я всеце-

ло обязан Тайному Учению древности, тайной мудрости, капля за

каплей накапливавшейся на протяжении тысячелетий и благоде-

тельствующей человека, дающего себе труд познакомиться и срод-

ниться с нею.

И вот я хотел, чтобы Тайное Учение древности, так много

давшее мне, простерло свое благотворное влияние и на других.

Как брат, приношу Вам то, что даровали мне старшие братья.

Глава I

Оккультные традиции, или тайное учение, всегда утверждали, что

наша планета существует уже более сотни миллионов лет, что

стала подтверждать современная наука.

С того отдаленного времени, когда поверхность материков

достаточно охладилась, чтобы на ней могла появиться раститель-

ность и могли воплощаться люди, ─ они всегда находились под

надзором и опекой Провидения. Эта опека была особенно заботли-

ва в ту раннюю пору, когда человечество находилось еще в мла-

денческом периоде своего умственного развития. На заре челове-

ческих рас, когда они ежечасно нуждались в защите и поддержке.

Провидение им посылало наставников, духовных учителей и проро-

ков.

Эти люди, старшие братья, потомки рас, жившие раньше на

других планетах и уже достигшие совершенства, воплощались на

нашей земле в разных странах, в разное время, среди различных

народов: они обучали их познанию Божества, иерархии небесных

сил, земледелию, ремеслам, науке и искусствам.

Самые способные и усердные ученики становились жрецами.

Мыслители, философы, ученые группировались вокруг храмов и

святилищ, являясь сосредоточением религии и всех наук, цент-

ром, из которого излучались свет духовный ─ религиозное учение

и свет умственный ─ всякого рода знания, отвлеченные и практи-

ческие. Люди, жаждавшие знаний, устремлялись в ограду храмов и

там находили просвещение. Все великие религии имеют и всегда

имели внешнюю историю и историю внутреннюю: первая ─ видимая,

вторая скрытая. Под внешней историей надо понимать догматы и

мифы, преподаваемые в школах и храмах публично и вошедшие в

обряд религии. Под внутренней историей надо понимать и разу-

меть науку глубокую, тайную доктрину, оккультную деятельность

великих учителей, пророков и реформаторов, создавших и поддер-

живавших живой дух великих религий. Первая, официальная исто-

рия, которая может быть всюду прочтена, протекает при дневном

свете, тем не менее она темна, запутанна и противоречива. Вто-

рая, которую можно назвать сокровенным или тайным преданием

или учением Мистерий, ─ трудно распознаваема, ибо она протека-

ет в глубине святилищ и храмов, в замкнутых братствах. Ее са-

мые важные тайны сохранились верховными учителями и жрецами,

которые не доверяли их книгам и пергаментам, а передавали на

ухо своим приемникам.

История эта ─ это устное предание, ныне восстановленное,

является историей, полной света, внутренней связи и гармонии.

Ее можно назвать также историей единой всемирной и вечной ре-

лигии; в ней проявляется внутренняя суть вещей, истинное со-

держание человеческого сознания, тогда как внешняя история по-

казывает только его земные формы.

Тайная история или вернее ее результат ─ тайное учение и

является предметом настоящей книги.

Истоки тайного учения находятся в Индии, в Ведах. Не менее

поразительная древность священной доктрины в Египте в свитках

папируса Книги мёртвых. Тайное учение ярко сквозит в очаро-

вательной мифологии Эллады: оккультные традиции Израиля сохра-

нены под покровом туманных форм Каббалы, сокровенная мудрость

Христианства сияет в Евангелиях, она бьет ключом из живого

родника притч Христа. Мудрецы, пророки и великие учителя всех

времен и всех стран пришли к одинаковым заключениям относи-

тельно основ, относительно первичных и последних причин путем

глубокого внутреннего размышления и созерцания, при полном

закрытии всех чувств земным впечатлениям. Они стали величайши-

ми благодетелями человечества, вырвав его из бездны жизней,

животной природы, отрицания и постепенного поднимания его к

вершинам идеала.

Изучение внутренней истории всех великих религий приводит

к результату величайшего значения: оно устанавливает незыбле-

мый факт ─ глубочайшую древность, непрерывность