в этом и заключается бесконечный прогресс и вечная жизнь: приближаться непрестанно к Абсолюту, никогда не достигая Его, и всегда всё более полно соединять наше собственное дело с делом вечным. Достигнув этих вершин, дух не называет себя более тем или иным именем; это не есть более некий индивид, некоторая личность, но одна из форм бесконечной деятельности. Он называет себя: Легион. Он принадлежит к некоторой Иерархии Сил и Знаний подобно тому, как отдельная искра пламени принадлежит к деятельности очага, порождающего и питающего её. Это необъятная ассоциация духов, гармонизованных между собой законами светового сродства, интеллектуальной и моральной симфонии, любовью их отожествляющей. Возвышенное братство, коего земное есть всего лишь бледное и беглое отраженье! Порою из этих гармоничных групп, из этих ослепительных плеяд, выделяется один живой луч, отделяется некая лучезарная форма и приходит подобно отображенью света небесного осветить тёмные углы нашего тёмного мира. Помочь восхожденью душ, укрепить какое-либо существо в час великой жертвы, поддержать голову какого-либо агонизирующего Христа, спасти какой-либо народ, искупить вину гибнущей нации — таковы возвышенные миссии, исполнить коие приходят эти посланцы иного мира. Закон сопричастности (солидарности) требует, чтоб существа высшие притягивали к себе и опекали духов молодых или отсталых. Так, огромная, бесконечная магнетическая цепь разворачивается сквозь несоизмеримую Вселенную и связует души и миры. И поскольку вершина нравственного величья в том, чтоб делать добро ради самого добра, без каких-либо эгоистических расчётов и ссылок на самого себя, то благодетельные духи и действуют под двойным покровом молчанья и безымянности, дабы слава и достоинство их дел возвернулись к одному только Богу и вечно возвращались бы к Нему.
106
Такова вообще участь посланцев свыше: они — всегдашние жертвы людского произвола, предмет людских преследований и нападок; люди не хотят и не могут их понять. Примеры, кои они подают, истины, коие они распространяют, являются помехой земным интересам, они — осужденье людским страстям и заблужденьям. То же самое происходит и в наши дни. Эпоха наша, хотя и менее варварская, нежели Средневековье, в массе отправлявшее их на костёр, всё же ещё преследует посланников мира иного. Они часто безвестны, презираемы, осмеяны. Я говорю об истинных медиумах, а не о притворщиках, кои многочисленны и втираются повсюду. Эти последние бесчестят одну из самых достойных вещей, какая только есть на свете, и уже тем самым они возлагают бремя тяжкой ответственности на своё будущее. Ибо за всё приходится платить, рано или поздно; все наши действия, дурные или хорошие, возвращаются к нам, со своими последствиями.2 Это — закон судьбы!
107
В медиумстве, как и во всём остальном, есть бесконечное разнообразие, некоторая градация, определённого рода иерархия. Почти все мессии, пророки, основатели религий, посланники истины, все те, кто провозгласил высшие принципы, коими питалась человеческая мысль, были медиумами, поскольку их жизнь была в постоянных отношениях с высокими духовными сферами. В другом месте,3 опираясь на многочисленные и точные свидетельства, я доказал, что гений, с разных точек зрения и в очень многих случаях, может быть рассмотрен как один из видов медиумства. Гениальные люди, в большинстве своём, существа вдохновенные в самом высоком смысле этого слова. Творенья их суть факелы, кои Бог зажигает в ночи веков, чтоб освещать движенье человечества вперёд. Со времени публикации моей книги я собрал новые документы в поддержку этого положения. Далее я приведу некоторые из них. Вся философия истории сводится к трём словам: общность видимого и невидимого.4 Она выражается высоким вдохновением: гениальные люди, великие поэты, учёные, художники, замечательные изобретатели — все суть исполнители божественного замысла в этом мире, того величественного плана эволюции, коий влечёт душу к вершинам. И либо благородные умы, вершащие эту эволюцию, сами воплощаются, чтоб сделать влиянье своё более действенным и непосредственным. Тогда вы имеете Зороастра, Будду, и надо всеми, Христа. Либо же они вдохновляют и поддерживают посланных своих, коим поручено придать большую живость полёту мысли: в числе этих последних были Моисей, Святой Павел, Магомет, Лютер. Но, во всех случаях, свобода человеческая уважается. Отсюда, всевозможные препоны, коие эти великие духи встречают на своём пути. Самым ярким фактом среди событий, возвещающих приход