той поры, покуда люди всех рас не объединятся в сплошном понимании своего предназначенья на Земле и в мире потустороннем.
114
«Милитаризм есть зло», — говорят нам. Мы согласны с этим. Но разве не есть он зло необходимое? Всеобщий мир — это прекрасная мечта, и арбитражное разрешенье всех международных разногласий есть вещь в высшей степени желательная. Остаётся только узнать, не приведёт ли мир — гарантированный, длительный — к бедам иного порядка. «В одном лишь XIX веке, — говорит г-н Ш.Рише, — из-за войн погибло пятнадцать миллионов честных, порядочных людей.1 Всё прошлое — не что иное, как бесплодная бойня. Желание увековечить этот позор должно лишь заливать нас краскою стыда.» И автор призывает человечество предпочесть дело жизни мрачному ремеслу смерти. Без сомнения, чувства эти делают честь г-ну Рише. Однако, чтоб ясно видеть в этом вопросе, следовало бы подняться немного выше горизонтов настоящей жизни и охватить взором всю обширную перспективу времён, предназначенных эволюции человеческих душ. Настоящая жизнь, как известно, лишь точка в необъятности наших судеб; обо всём том, что относится к ней, невозможно, стало быть, ни думать, ни судить, если отвлечься от того, что ей предшествует и за нею следует. Между тем, именно это и делает г-н Рише, скептик по природе своей, мало осведомлённый о потустороннем мире и который даже, согласно его собственному выражению, «нисколько не нуждается в потустороннем мире». Что касается до смерти на войне, то послушаем, что говорят по этому поводу мудрость античная и мудрость современная. Ученику своему, Арджуне, коий не решается дать бой силам зла и пожертвовать ради этого жизни человеческие, Кришна, основатель браманизма, говорит следующее: «Мудрецы не сетуют ни на горести жизни, ни на самую смерть, коия полагает им конец. Ты забываешь, что я, ты и все эти военачальники существовали всегда и что мы никогда не перестанем существовать, тогда как вместо наших тел изношенных будут даны нам другие, одушевляемые новой жизнью. Взгляни же со спокойствием бесстрашной души на радости и горести жизни. Жизнь каждого существа бросает вызов всякому разрушенью, ибо душа воплощённая вечна. Не будучи рождена, она не может умереть. Не беспокоясь ни о рождении, ни о смерти, посмотри в лицо долгу, выпавшему тебе; долг же твой в этот день — дать справедливый и правый бой. Всякое воздержанье с твоей стороны было бы трусостью, коия обесчестила бы тебя во веки веков. Убитый, ты взойдёшь на Небо; победивший, ты станешь властителем Земли. Встань же, сын героев, и бейся с твёрдой решимостью победить.»2 Послушаем теперь слова одного из величайших психологов нашей эпохи: Вильяма Джеймса, ректора Гарвардского Университета: «Глубокий и неискоренимый инстинкт не позволяет смотреть нам на жизнь как на простой фарс или изящную комедию. Нет, жизнь есть горькая трагедия, и то, что обладает в ней наибольшим вкусом, это как раз то, что наиболее горько. На сцене мира именно героизм играет великие роли. Именно в героизме, мы хорошо чувствуем это, сокрыта тайна жизни. Человек не человек, если он не способен ни на какую жертву.» Какие действительные цели преследуем мы в своих множественных жизнях, сквозь чередованье и следованье наших существований на Земле и в других мирах? Цель души в её продвижении, как мы показали это,3 есть завоеванье будущего, построенье своей судьбы постоянным усилием. Между тем, непрерывный мир, в мирах низших и внутри ещё столь мало развитых обществ, как наши, благоприятствует развитию изнеженности и чувственности, кои суть яды души. Исключительный поиск благосостоянья, жажда богатств, комфорта, характеризующие нашу эпоху, суть причины ослабленья воли и сознания. Оне разрушают в нас всякую мужественность и заставляют нас терять всякую упругость, всякую волю сопротивленья в годину невзгод. Борьба, напротив того, порождает в нас сокровища энергии, кои накопляются в глубинах души и в конце концов обретают плоть и кровь вместе с сознанием. После того как на наших низших эволюционных стадиях оне долгое время были направлены ко злу, вследствие восхожденья и прогресса существа силы эти мало-помалу преобразуются в энергии к добру. Ибо свойство эволюции состоит в том, чтоб превращать злые силы души в силы благотворные. Это и есть божественная высшая алхимия. Война научает человека презирать боль, противостоять лишениям и смерти. Внутренние энергии, приобретённые таким образом, вместо того, чтоб продолжать изливаться наружу, с прогрессом души обращаются позднее против её собственныхСпиритизм - Религия Будущего , страница 1Спиритизм - Религия Будущего , страница 2Спиритизм - Религия Будущего , страница 3Спиритизм - Религия Будущего , страница 4Спиритизм - Религия Будущего , страница 5Спиритизм - Религия Будущего , страница 6Спиритизм - Религия Будущего , страница 7Спиритизм - Религия Будущего , страница 8Спиритизм - Религия Будущего , страница 9Спиритизм - Религия Будущего , страница 10Спиритизм - Религия Будущего , страница 11Спиритизм - Религия Будущего , страница 12Спиритизм - Религия Будущего , страница 13Спиритизм - Религия Будущего , страница 14Спиритизм - Религия Будущего , страница 15Спиритизм - Религия Будущего , страница 16Спиритизм - Религия Будущего , страница 17Спиритизм - Религия Будущего , страница 18Спиритизм - Религия Будущего , страница 19Спиритизм - Религия Будущего , страница 20Спиритизм - Религия Будущего , страница 21Спиритизм - Религия Будущего , страница 22Спиритизм - Религия Будущего , страница 23Спиритизм - Религия Будущего , страница 24Спиритизм - Религия Будущего , страница 25Спиритизм - Религия Будущего , страница 26Спиритизм - Религия Будущего , страница 27Спиритизм - Религия Будущего , страница 28Спиритизм - Религия Будущего , страница 29Спиритизм - Религия Будущего , страница 30Спиритизм - Религия Будущего , страница 31Спиритизм - Религия Будущего , страница 32Спиритизм - Религия Будущего , страница 33Спиритизм - Религия Будущего , страница 34Спиритизм - Религия Будущего , страница 35Спиритизм - Религия Будущего , страница 36Спиритизм - Религия Будущего , страница 37Спиритизм - Религия Будущего , страница 38Спиритизм - Религия Будущего , страница 39Спиритизм - Религия Будущего , страница 40Спиритизм - Религия Будущего , страница 41Спиритизм - Религия Будущего , страница 42Спиритизм - Религия Будущего , страница 43Спиритизм - Религия Будущего , страница 44Спиритизм - Религия Будущего , страница 45Спиритизм - Религия Будущего , страница 46Спиритизм - Религия Будущего , страница 47Спиритизм - Религия Будущего , страница 48Спиритизм - Религия Будущего , страница 49Спиритизм - Религия Будущего , страница 50Спиритизм - Религия Будущего , страница 51Спиритизм - Религия Будущего , страница 52Спиритизм - Религия Будущего , страница 53Спиритизм - Религия Будущего , страница 54Спиритизм - Религия Будущего , страница 55Спиритизм - Религия Будущего , страница 56Спиритизм - Религия Будущего , страница 57Спиритизм - Религия Будущего , страница 58Спиритизм - Религия Будущего , страница 59Спиритизм - Религия Будущего , страница 60Спиритизм - Религия Будущего , страница 61Спиритизм - Религия Будущего , страница 62Спиритизм - Религия Будущего , страница 63Спиритизм - Религия Будущего , страница 64Спиритизм - Религия Будущего , страница 65Спиритизм - Религия Будущего , страница 66Спиритизм - Религия Будущего , страница 67Спиритизм - Религия Будущего , страница 68Спиритизм - Религия Будущего , страница 69Спиритизм - Религия Будущего , страница 70Спиритизм - Религия Будущего , страница 71Спиритизм - Религия Будущего , страница 72Спиритизм - Религия Будущего , страница 73Спиритизм - Религия Будущего , страница 74Спиритизм - Религия Будущего , страница 75Спиритизм - Религия Будущего , страница 76Спиритизм - Религия Будущего , страница 77Спиритизм - Религия Будущего , страница 78Спиритизм - Религия Будущего , страница 79Спиритизм - Религия Будущего , страница 80Спиритизм - Религия Будущего , страница 81Спиритизм - Религия Будущего , страница 82Спиритизм - Религия Будущего , страница 83Спиритизм - Религия Будущего , страница 84