личностной целостностью, что опровергает все теории материалистов и убедительно показывает, что дух независим от материи и что он стоит выше её. Всякий детский лепет материалистов о так называемой «постепенной адаптации» атомов, молекул и клеток к общей системе организма наивен и неуместен, поскольку он не может объяснить сохранение индивидуальности человеческого «Я». (Й.Р.) 7 Неделимость атома спокон веку была сутью всего материализма («атомос» по-гречески значит «неделимое»), и поэтому, с той поры, как наукой было доказано, что и этот кирпичик мироздания также, в свою очередь, делится и подразделяется на ещё более мелкие элементы, материализм и строящиеся на его основе теории потеряли под собою всякую почву, свой raison d'etre, и остаётся только удивляться их упрямой живучести после нанесённого им смертельного удара, тем более ужасного, что сделан он был совершенно неожиданно и рукою своих же друзей-естествоиспытателей. Если при этом материалисты надеются парировать сыплющиеся на них новые удары шпагою диалектики, то им следует знать, что у шпаги этой — клинок обоюдоострый. И поэтому им, отбиваясь от ударов в тумане, напущенном ими на понятье материи, следует быть готовыми к тому, что они не поранят никого, кроме самих себя. (Й.Р.) 8 Всякий раз, как мыслитель-материалист говорит о существовании у жизни, жизни в смысле самом общем и отвлечённом, цели, и тем более, разумной цели, он тем самым контрабандой и под вымышленным именем протаскивает в свою систему идею о Боге, ибо у неразумной и никем не управляемой материи не может быть ни цели, ни разумности. (Й.Р.) 9 «Быть материалистом — значит считать, будто тело и есть сам человек, и сводить человека единственно к телу. Тому, кто придерживается такого взгляда, не избежать и соблазна смешать человека с содержимым его кишечника, что многие и делают. Воистину ассенизаторская философия! Каких только скотств и преступлений ни ожидать от неё! Позор вам, материалисты!» Свами Анантананда. /Примеч.Й.Р./ 10 Материализм — это ограничение, ограничение зрения зрителя и ума мыслителя, но воспринимаемое им не как собственный недостаток, а как реальная граница внешнего. Это — очки, о которых он забыл и забыл, что они сидят у него на носу, но думает, будто они — оболочка внешнего мира, на который он смотрит. Как только материалист снимет эти очки, устранит это ограничение, т.е. перестанет отрицать реальность мира духовного и действительность вещей духовного порядка, материализм сразу исчезнет, а все достижения его науки органически вольются в то цельное знание, от которого их искусственно отделили. Противопоставлять Демокрита Платону, или наоборот, значит не понимать ни Платона, ни Демокрита. В морали они совершенно тождественны, а в остальном — Платон занимается изучением мира идей, а Демокрит — мира материи. Ни одно, ни другое не исключают друг друга, но лишь дополняют, ибо стоят они на разных иерархических уровнях. (Й.Р.) 11 Бог — это душа, воля, информация и музыка Вселенной. Но это не определение, это всего лишь попытка к пониманию: Бога нельзя определить: Он безграничен. (Й.Р.) 12 И теист, и атеист — оба верующие. Разница между ними та только, что один верит в существование высших сил, а другой верит в их несуществование, но ни тот, ни этот тезис своей доказать не может. Это под силу лишь тому, кто знает, а не верует; но тот, кто знает, никогда не стоит по ту или иную сторону болтливой баррикады. (Й.Р.)
15 Быть может, нам возразят, указав на то, как зловеще религия пользовалась идеей о Боге. Но какое значенье имеют различные формы, коими люди наделяли Божество? Ныне боги эти для нас лишь иллюзия, порождённая немощным разумом в пору общественного детства, поскольку формы эти — поэтичные, прекрасные или безобразные — соответствовали вполне тому сознанию, которое их помыслило. Более зрелая мысль человеческая отдалилась от этих устаревших понятий; она позабыла этих призраков и совершённые во имя их злоупотребления, чтобы в более стремительном порыве унестись к Вечному Разуму, к Богу, Мировой Душе, вселенскому очагу Жизни и Любви, в коем мы ощущаем себя живущими подобно тому, как птица живёт в воздухе, как рыба живёт в океане, и чрез коий мы связаны со всем, что есть, что было и что будет.
16 Повсеместно, плодовитость, не знающая границ, вершит сотворенье новых существ. Природа пребывает в постоянных родах. Точно так же, как будущий колос таится в зерне настоящего, дуб — в жёлуде и роза — в бутоне, так и созиданье грядущих миров непрестанно свершается во глубине звёздных небес. Повсюду жизнь