своими интеллектуальными проблемами, но не принося никому особой пользы и лишь немного продвигаясь к небесному миру.
Нужно ясно понять, как уже разъяснялось ранее, что с этими подпланами никоим образом не следует связывать идею пространства. Отошедшее существо, действующее на любом из них, может с равной лёгкостью перемещаться из Англии в Австралию, или в любое другое место, куда может захватить его проходящая мысль, но он не может перенести своё сознание на следующий, более высокий подплан, пока не завершится вышеописанный процесс высвобождения.
Из этого правила нет никаких исключений, насколько нам пока что известно, хотя действия человека на любом из подпланов, когда он сознателен, естественно, могут в некоторых пределах сократить или продлить его связь с тем или иным подпланом.
Но степень сознательности, которой человек будет обладать на этом подплане, вовсе не обязательно подчиняется точно такому же закону. Чтобы схватить действующий здесь принцип, давайте рассмотрим крайний пример из возможных. Представьте человека, который принёс из прежнего воплощения склонности, требующие для своего проявления большого количества материи седьмого или низшего подплана, но которому в нынешней жизни ещё в ранние годы посчастливилось узнать о возможности и необходимости эти склонности контролировать. Вряд ли вероятно, чтобы усилия такого человека были бы неизменно и вполне успешными, но если таковые имелись, то медленно, но верно в астральном теле должен был идти процесс замены грубых частиц на более тонкие.
Даже в лучшем случае это процесс постепенный, и вполне могло так случиться, что человек умер, прежде чем он завершился хотя бы наполовину. В этом случае в его астральном теле должно было несомненно остаться достаточно материи низшего подплана, чтобы обеспечить вовсе не скоротечное пребывание на нём, но это будет материя, через которую сознание в данном воплощении не привыкло функционировать, а поскольку внезапно приобрести эту привычку оно не могло, человек останется на этом плане, пока его доля этой материи не будет рассеяна, но всё это время будет в бессознательном состоянии - то есть он будет практически спать весь период своего там пребывания, и таким образом многочисленные неприятные явления, с которыми там можно встретиться, нисколько на него не подействуют.
Однако тот, кто изучает оккультизм, может распорядиться своей астральной жизнью совсем иначе. Обычный человек, очнувшись от краткой бессознательности, которая, похоже, всегда следует после смерти, оказывается в определённых условиях, созданных ему элементалом желания, который перераспределил материю астрального тела. Он может принимать вибрации извне лишь через тот тип материи, которую элементал оставил снаружи, а потому его зрение ограничено этим конкретным подпланом. Человек принимает это ограничение как часть условий его новой жизни, а в действительности даже совершенно не сознаёт, что присутствует какое-то ограничение, и полагает, что видит всё, что можно там увидеть, поскольку ничего не знает об элементале или его действии. Но изучающий теософию всё это понимает, а потому знает, что это ограничение вовсе не является необходимостью. Зная это, он сразу же окажет сопротивление действию элементала желаний, и будет настойчиво стремиться сохранять своё астральное тело в том же состоянии, что оно было и при земной жизни - то есть когда все его частицы перемешаны и находятся в свободном движении. В результате этого он сможет воспринимать вибрации материи всех астральных подпланов одновременно, так что его взгляду будет вполне открыт весь астральный мир. Он сможет перемещаться в нём столь же свободно, как делал это во время физического сна, а потому - находить любого человека на астральном плане и общаться с ним вне зависимости от того, каким подпланом этот человек в данный момент ограничен.
Усилие, предпринимаемое для сопротивления перераспределению материи и для возвращения астрального тела к своему прежнему состоянию в точности подобно тому, которым во время физической жизни сопротивляются сильному желанию. Элементал по-своему, полусознательно, боится и старается передать свой страх человеку, так что последний часто обнаруживает, что в него закрадывается постоянное и сильное инстинктивное ощущение какой-то неописуемой опасности, которой можно избежать только допустив это самое перераспределение. Если же, однако, он постоянно сопротивляется этому иррациональному чувству страха спокойным утверждением своего собственного знания о том, что для страха нет причин, он со