теперь, что эта монадическая сущность в своём процессе облачения дошла до атомического уровня ментального плана, и вместо того, чтобы спускаться через различные подразделения этого плана, прямо погрузилась в астральный план, одушевив, или собрав вокруг себя тело из атомической астральной материи. Такая комбинация и будет элементальной сущностью астрального плана, принадлежащей к третьему из великих элементальных царств - непосредственно предшествующему минеральному. В ходе своих 2401 дифференциаций на астральном плане она притягивает к себе множество различных комбинаций материи разных подразделений, но всё это лишь временные различия, и по сути она остаётся одним царством, вовлечённым в материю лишь до атомического уровня ментального плана, хотя проявляющимся через атомическую материю плана астрального.
Два высших элементальных царства существуют и действуют соответственно на высших и низших уровнях ментального плана, но сейчас мы их не рассматриваем.
Говорить в связи с рассматриваемой нами группой об элементале, как мы часто делаем, значит в чём-то вводить в заблуждение, поскольку, строго говоря, нет такой вещи, как элементал. Мы обнаруживаем лишь огромный запас элементальной сущности, удивительно чувствительной даже к самой мимолётной человеческой мысли, и за бесконечно малые доли секунды с невообразимой тонкостью откликающейся на вибрации, установленные в результате даже бессознательного желания или применения воли.
Но как только под влиянием мысли или волеизъявления она принимает форму живой силы, становясь тем, что вполне корректно назвать элементалом, она сразу же перестаёт принадлежать к обсуждаемой нами категории, переходя в класс искусственных существ. Но даже тогда её отдельное существование имеет весьма мимолётный характер, и как только импульс себя исчерпает, она снова погружается в недифференцированную массу того подразделения элементальной сущности, из которого она пришла.
Пытаться классифицировать все эти подразделения было бы утомительно, и даже если бы такой список был составлен, он оказался бы непонятен тем, кто не изучает этот вопрос практически и не может сам наблюдать эти типы и сравнивать их. Однако некоторое представление о принципах этой классификации можно получить и без особых трудов, и это может оказаться интересным.
Сначала идёт широкое деление, связанное с элементами, от чего элементалы и получили своё название - они классифицируются по типу материи, которую населяют. Здесь, как и всегда, демонстрируется семеричный характер нашей эволюции, поскольку таких основных групп - семь, связанных соответственно с семью состояниями физической материи. Это земля, вода, воздух и огонь, или если перевести средневековый символизм на современный язык точных выражений - твёрдое, жидкое, газообразное и четыре эфирных состояния.
Уже давно вошло в обычай жалеть и презирать невежество алхимиков средневековья, поскольку они назвали элементами вещества, которые под данным современной химии являются сложными, но говорить о них в столь пренебрежительном тоне очень несправедливо, поскольку в действительности их знание этого предмета было шире нашего, а не уже. Может быть, они как-то систематизировали восемьдесят или девяносто веществ, которые мы сейчас зовём элементами, а может быть и нет, но они уж точно не применяли к ним этот термин, поскольку их оккультные исследования показали им, что в этом смысле слова вообще есть всего лишь один элемент, а эти и все прочие формы материи являются лишь его модификациями - а эту истину некоторые из величайших химиков наших дней лишь начинают подозревать.
Фактически, в данном случае анализ наших презираемых праотцов продвинулся на несколько шагов дальше нашего собственного. Они понимали, что такое эфир, и могли его наблюдать, в то время как современная наука может лишь постулировать его в качестве гипотезы, необходимой для её теорий. Им же было известно, что он состоит из физической материи четырёх совершенно различных состояний, стоящих выше газообразного - факт, пока что заново не открытый. Они знали, что все физические предметы состоят из материи, находящейся в одном из этих семи состояний, и что в состав всякого органического тела в большей или меньшей степени входят все семь; оттого и все их слова об огненных или водяных темпераментах или элементах, которые кажутся нам столь гротескными. Совершенно очевидно, что последнее слово они использовали как синоним выражения составная часть, вовсе не придавая этому смысл веществ, которые далее уже неразложимы. Они знали также,