возникает вопрос относительно разума, выбравшего подходящие образы или исказившего выбранные. Мы сейчас не рассматриваем более мощные и долгоживущие элементалы, вызванные сильной и определённой мыслью, а изучаем лишь результат, вызванный потоком полусознательных, невольных мыслей, которым большинство человечества позволяет праздно протекать через свои мозги. Разум этот, по всей видимости, берётся не из ума мыслителя, и в то же время самой элементальной сущности, принадлежащей к царству, отстоящему от индивидуализации ещё дальше, чем минеральное, мы, конечно, не можем приписать какое-либо пробуждение умственных способностей.
И всё же она обладает удивительной приспособляемостью, которая часто кажется приближающейся к разумности, и несомненно, именно в силу этого качества в наших ранних книгах элементалы были описаны как полуразумные создания астрального света. Дальнейшие свидетельства этой способности мы обнаружим, когда перейдём к рассмотрению класса искусственных существ. Когда мы читаем о добрых и злых элементалах, то обязательно имеется в виду либо искусственное существо, либо один из многих видов природных духов, поскольку к самим элементальным царствам не применимы какие-либо представления о добре и зле.
Тем не менее, несомненно есть некоторая тенденция, свойственная почти всем их подразделениям - они предрасположены к человеку скорее враждебно, чем дружественно. Все неофиты знают, что в большинстве случаев их первым впечатлением от астрального плана бывает присутствие вокруг них огромных полчищ разнообразных призраков, которые надвигаются с угрожающим видом, но всегда отступают или рассеиваются, не причинив вреда, если встретить их смело. К этой же любопытной тенденции можно отнести и вышеупомянутое неприятное свойство всё искажать, и средневековые авторы говорят, что за его существование люди могут благодарить только себя. Во времена золотого века, который был задолго до нынешней низменной эпохи, люди в целом были менее эгоистичны и более духовны, и тогда элементалы были дружественны, хотя теперь они уже не такие из-за проявляемого человеком безразличия и недостатка сочувствия к другим живым существам.
Представляется ясным, что из-за удивительной точности, с которой эта сущность откликается на малейшие наши умственные усилия или желания, это элементальное царство в целом является во многом таким, каким делает его коллективное мышление человечества. И всякий, кто на минуту задумается, насколько в наше время действие коллективной мысли должно быть далеко от возвышающего, увидит, что мало причин удивляться, что мы лишь пожинаем посеянное, и что эта сущность, которая не имеет способности восприятия, а лишь слепо принимает и отражает то, что на неё направлено, обычно должна демонстрировать недружественные свойства.
Не может быть сомнения, что в последующих расах или кругах, когда человечество в целом эволюционирует до более высокого уровня, элементальные царства испытают влияние изменившейся мысли, которая будет постоянно в них проникать, и мы обнаружим, что они больше не враждебны, а послушны и готовы помочь - какими будут и животные, как нам сказано. Что бы ни случилось в прошлом, очевидно, что мы можем надеяться на будущий золотой век, если со временем дойдём до того, что в большинстве своём люди станут благородными и бескорыстными и силы природы станут с ними охотно сотрудничать.
Тот факт, что мы столь легко можем влиять на элементальные царства, свидетельствует о нашей перед ними ответственности. Ведь если мы рассмотрим условия их существования, то станет очевидно, что эффект, оказываемый на них мыслями и желаниями всех разумных существ, живущих в одном мире с ними, должен учитываться в схеме развития нашей системы как фактор в их эволюции.
Несмотря на согласные в этом учения всех великих религий, большинство человечества совершенно не учитывает свою ответственность на плане мысли. Если человек льстиво убеждает себя, что его слова и дела не вредят остальным, то он считает, что исполнил всё, что от него требуется, совершенно забывая, что он на протяжении многих лет мог оказывать на умы окружающих влияние, склоняющее их к узким и низким мыслям, а также наполнять пространство отвратительными порождениями своего низменного ума. Ещё более серьёзный аспект этого выявится, когда мы перейдём к обсуждению искусственных элементалов, но относительно элементальной сущности достаточно констатировать, что мы несомненно обладаем способностью ускорять или задерживать её эволюцию, и делаем это сознательно или бессознательно,