полнейшим мраком [47], т.3, с.125-126.
Предполагается, что в эту же самую эпоху папство ревностно продолжало вести свою древнюю хронику (там же, с.125-126).
Но эта папская хроника, как немедленно выясняется, также не является непрерывной и зияет огромными пробелами. С биографией Николая I (это IX век н.э. - А.Ф.) традиционное ведение книги пап прерывается, и нам в нашем дальнейшем изложении истории города не раз придется пожалеть об отсутствии этого источника (там же, с.127).
Время от времени средневековые хроники сообщают античные факты в применении к средним векам. Тогда историки начинают говорить о воскрешении воспоминаний, о реминисценциях, о подражании старине и т.д. Пример: Мы встречаем в X веке римлян с прозваниями, звучащими очень странно. Эти прозвища приковывают наше внимание, воскрешая в нашем представлении древние памятники [47], т.3, с.316.
В скалигеровской истории много раз вспыхивало обсуждение вопроса о существовании сената и консулата в средневековом Риме. Одни считают, что все эти институты (считаемые античными) существовали и в средние века, другие заявляют, что средневековые римляне следовали этим древним правилам по инерции, не придавая им прежнего смысла. Ф.Грегоровиус: Они (средневековые римляне - А.Ф.) призывают себе на помощь из могил древности, ставших уже легендарными, тени консулов, трибунов и сенаторов, и эти тени как бы действительно (! - А.Ф.) витают в вечном городе в течение всех средних веков [47], т.3, с.349.
Сан консула очень часто упоминается в документах X века [47], т.3, с.409, комм.20. В X веке император (Оттон - А.Ф.) стремился воскресить давно забытые обычаи римлян [47], т.3, с.388. Говоря об описании средневекового Рима, сохранившемся в знаменитой средневековой книге Graphia, Ф. Грегоровиус смущенно заявляет: Graphia смешивает прoшлое с настоящим [47], т.3, с.458, комм.7.
И далее: То же самое явление по существу мы видим в Оттоне III, который со всей страстью вводил уцелевшие ОСТАТКИ римской империи, - чины, одежды и идеи времен этой империи, - в свое СРЕДНЕВЕКОВОЕ государство, где все это выглядело (с точки зрения современного историка - А.Ф.) как ЗАПЛАТЫ... Стремление ОБЛАГОРОДИТЬ ВАРВАРСКУЮ ЭПОХУ ПОДОБНЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ БЫЛО ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫМ (! - А.Ф.)... В самом Риме X века было возобновлено (а по нашему мнению, скорее всего, начато - А.Ф.) продолжение неоценимой книги пап, прерванной на жизнеописании Стефана V, - именно в форме кратких таблиц, называемых каталогами... В каталогах обозначены лишь имена пап, их происхождение, время правления и затем приложено коротенькое изложение отдельных событий. Ничто не свидетельствует так ясно о варварстве Рима в X веке, как продолжение знаменитой Liber Pontificalis в ее первоначальной, крайне несовершенной форме(там же,с.458,427,431).
Средневековые хроники сплошь и рядом сообщают факты, противоречащие скалигеровской хронологии и подтверждающие обнаруженные нами три сдвига в ГХК. Так, например, оказывается, что неподалеку от Рима Ной (! - А.Ф.) основал город и назвал его своим именем; сыновья Ноя, Янус, Иафет и Камез построили на Палатине город Яникул ... Янус жил на Палатине и позднее, вместе с Нимвродом (! - А.Ф.) ... воздвиг еще город Сатурнию на Капитолии [47], т.3, с.437.
В средние века даже один памятник на форуме Нервы (в Риме - А.Ф.) назывался Ноев ковчег [47], т.3, с.461, комм.26.
Все эти якобы нелепости (с точки зрения традиции) точно соответствуют обнаруженному выше наложению израильского и иудейского царств на империю X-XIII вв. н.э. в Италии. Вообще: Только этим античным характером города, преобладавшим в нем в течение всех средних веков, могут быть объяснены многие исторические события [47], т.3, с.443. Оказывается, что первые списки памятников Рима были составлены лишь в XII в. н.э. и представляют из себя, как сегодня считается, изумительную смесь верных и ошибочных названий памятников [47], т.3, с.447.
Примеры: Она (церковь - А.Ф.) была посвящена не только св.Сергию, но и св.Вакху; имя этого святого звучит странно в этой древнеязыческой местности; но все-таки оно не составляло исключение в Риме; так как среди римских святых мы снова находим имена других древних богов и героев; как-то: св.Ахиллеса, св.Квирина, св.Дионисия, св.Ипполита и св.Гермеса [47], т.3, с.447.
История знаменитых архитектурных памятников Рима более или менее уверенно прослеживается от нас не далее XI-XIII вв. н.э.
Пример: В течение долгого времени (после античности - А.Ф.) мы не встречаем имени Капитолия; оно исчезает со страниц истории