качества и особенности поведения не могут быть поняты с этой упрощенной, сведенной к биологическому точки зрения на ребенка. Поэтому теперь я хотел бы перейти к той иной точке рассмотрения, которая и привела к определению дети индиго.
Даже если определение дети индиго и не подходит для всех детей, все же благодаря этому обозначению был направлен взгляд на духовно-душевные причины, которые, возможно, стоят за бросающимся в глаза поведением этих детей, до сих пор, напротив, чаще рассматривавшимся с патологической стороны, поскольку оно отклоняется от нормального образа.
Что же выражается в этом понятии, дети индиго?
5. Цвет индиго
Возможности познания постоянно расширяются. С открытием спектрального анализа стало возможным исследовать химический состав таких объектов, как, например, отдаленные небесные тела. Каждая субстанция при этом методе исследования являет свой цветовой спектр, что дает возможность точного суждения о свойствах наблюдаемого объекта.
Но также и сознание развивается в направлении восприятия сверхчувственного, нематериального мира. Вероятно, это принадлежит к индивидуальному духовному прогрессу настоящего времени, что все больше людей открывают у себя способность - или развивают таковую через упражнения - воспринимать душевно-духовные свойства других людей как цветовое излучение, то есть как ауру. Кто учится понимать такие цветовые восприятия, может - подобно специалисту по спектральному анализу, который по цветовому спектру может судить о вещественной консистенции объекта, - судить о духовных свойствах и дарованиях людей, которые обычно скрыты для внешнего взгляда.
Уже упоминавшаяся психолог Ненси Энн Тэпп, которая обладает этой способностью, издала в 1982 г. книгу под названием Понимание жизни через цвет.6. Это самая ранняя из известных публикаций, в которой названы особенности поведения этого нового поколения детей. В этой книге различные человеческие свойства и манеры поведения соотнесены с определенными цветами. Одной из таких цветовых групп является темно-голубой индиго. Эта цветовая группа очень точно показывает мне, - говорит Тэпп, - что это за новый тип детей.
И она описывает, что в излучении людей она видит свойства этих людей как цвета жизни, по ним она узнает, в чем состоит их задача здесь на земном уровне. Когда в начале восьмидесятых годов к ней на прием стало приходить все больше беспомощных родителей со своими детьми, ей стало ясно, что у целого поколения детей начало прорисовываться изменение. После многолетних наблюдений за этими детьми она увидела, как в их излучении на передний план все отчетливее стал выходить голубой индиго, сменив доминировавшие раньше оранжевый и красный.
Человек души сознательной
О чем говорит этот темно-голубой цвет индиго людям, которые могут воспринимать его излучение?
Художница Коллот дХербуа, на основе антропософии много лет работавшая с детьми как художник-терапевт, посвящает этому цвету целую главу в своей книге Свет, темнота и цвет, художественная терапия7. Там она спрашивает: как нам подступиться к пониманию, что же обозначает цвет индиго в человеческой ауре? Хербуа называет две фигуры начала нашей естественнонаучной эпохи, в которых свойства сегодняшнего человека души сознательной - то есть человека, который обладает сознанием своей собственной душевной активности - проявились ранним, экстремальным для того времени образом.
Первая - это Тиль Уленшпигель, который ловил на слове людей, живших целиком в традиции, и демонстрировал им фразерство их мышления. Благодаря своему острому и плутовскому уму он своими веселыми проделками выставлял напоказ несоответствие между тем, что люди говорили, и тем, что они думали и делали.
В другой фигуре, Фаусте, как его показывает Гете, можно видеть второго представителя сил души сознательной, который не был удовлетворен обычной наукой. Мы знаем его тяжелый вздох: Axl Чего я только не изучал! Философию, юриспруденцию и медицину, и, к сожалению, теологию, с горячим усердием. И остался столь же умен, как и до этого. Он хотел силой своей мысли проникнуть в глубины мировых тайн, чтобы там, в самой глубине, узнать, что же объединяет мир в целое. В этой фигуре Фауста Гете представляет пустоту традиционной науки, которая духовно доводит человека до отчаяния, так как он не межет найти глубокого смысла своего человеческого существования, так что, в конце концов, он ощущает себя бедным глупцом и хочет покончить с жизнью. Однако Фауст хочет проникнуть в скрытую духовную взаимосвязь мировых сил и исследовать ее.