самочувствие матери, отца, братьев и сестер, всех близких людей. Также и животные включены в эту сверхозабоченность, даже растения... Преобладающая существенная черта этих детей - глубокая сила переживания, выраженное чувство ответственности за других, за все, что живет. Они настроены глубоко религиозно. Он указывает еще на то, что их сенситивная сущность не приносит им никакой пользы. Они чувствуют насквозь (видят насквозь было бы неправильным выражением) любую нарочитость поведения. Какой-то учитель может говорить так дружелюбно, выступать так привлекательно - но если он внутри наполнен злобой или печалью, ребенок знает это сердцем... и несчастен, так как не может помочь. - Это души утешителей и сиделок. [...]. Мы здесь имеем дело с качеством, которое в нашей цивилизации стало редкостным, а с другой стороны, оно неотложно необходимо, как вода в засуху. - Если такого рода существу грозит опасность опрокинуться в патологическое, в требующее лечения состояние страха, тогда это происходит в результате мучительного несоответствия между душевным теплом этих детей и морозным климатом времени. Они промерзают до глубины.
Души скаутов, дозорных или искателей
Эта группа включает главным образом гиперактивных детей. Наряду с негативными симптомами, которые, в общем, известны, я хотел бы назвать и сильные стороны.
Большой деятельный и творческий импульс отличает этих детей. Их распирает от энергии... и можно буквально руками пощупать, с какой необыкновенной силой пробивается господствующий в процессе их инкарнирования импульс тепла и движения, как будто эти дети принесли с собой основное чувство жизни: У меня мало времени, и я должен невероятно много успеть! Здесь налицо сверхпривлечение сил Я, а именно высших сил Я. Так называемый синдром гиперактивности является собственно чистым принятием жизни, чистой радостью творчества: чрезмерным стремлением делать добро.
Неукротимое стремление к действию является одной стороной медали. К этому добавляется, что так называемые гиперкинетические дети обладают выраженной потребностью в коммуникации. Они являются пракоммуникаторами - спонтанными, изобретательными, ждущими весточки, щедрыми, готовыми дружить с каждым.
Ничего не делают они более охотно, чем одаривать других... Их мировой интерес безграничен. Они искатели приключений жизни - и кто может утверждать то же самое о себе, будет хорошо уживаться с ними. Конечно же, их готовность к риску иногда захватывает дыхание... -Они обладают большим пристрастием ко всем вещам и событиям, которые сегодня актуальны. Они не только чувствуют притяжение к компьютерам, но и обладают ловкостью в этом деле. Гиперактивные дети - маленькие анархисты, за это на них обижаются... их готовность к риску иногда пугает. Кто хочет воспитывать их, должен неподдельно симпатизировать этой жажде свободы, их существенной черте. Иначе имеешь плохие карты.
Он находит у них именно те атрибуты человека будущего, какими они часто представляются: высокочувствительные, многосторонние, коммуникативные, технически одаренные, предприимчивые, готовые к риску. Однако их не любят, так как к этому добавляется их именно неподходящая, дикая сторона, врожденная антиавторитарная настроенность, связанная с высоким чувством справедливости.
Кто умеет видеть, откроет у них телепатические способности. Они знают о разговорах, в которых не участвовали, и время от времени дают ответы на вопросы, которые им только хотели задать... Но они обладают, если я не ошибаюсь, еще и тончайшими атмосферными возможностями восприятия, связанными с повышенным чувством мысли, которое больше необязательно нуждается в речевой передаче. - Я называю их скаутами, дозорными или также ищущими душами. Они - ярко выраженные вожаки, которые полностью находятся в своем жизненном элементе, если идут вперед и им позволено исследовать незнакомые местности - для других! - Это образ.
Хеннинг Кёлер описывает нашу культуру как культуру страха и .сравнивает: Души утешителей приходят, чтобы противостоять страху и одновременно преобразовывать его изнутри. Но нам также нужны личности, которые вместо того, чтобы держаться старого, хотят пробиться к неизвестным духовным берегам, и именно так, что они при этом направляются глубокой потребностью позволить другим людям принимать участие в том, что они исследуют. Способность к этому имеют души искателей. - Потом он описывает детей третьей группы:
Души поэтов или путешественников в сказочную страну
Именно к этой третьей группе он еще раз применяет понятие несоответствующие