она, тем не менее, стала одним из наиболее трагических мест Парижа. 176 лет ее существования в нынешнем виде было перегружено тяжелыми событиями.
Известно, что после предварительных работ к ее открытию 30 и 31 мая 1977 г. в честь свадьбы наследника престола и Марии Антуанетты в результате фейерверка в толпе возникла сильная паника, которая привела к ужасным последствиям. Погибли десятки людей, затоптанные или задавленные, а еще большее их количество осталось изувеченными.
Далее, в ночь с 22 на 23 сентября 1977 г., в связи с ярмаркой Сент-Овид и украшением площади произошел серьезный пожар среди многочисленных бараков бродячих акробатов, которые там выступали, и в течение многих часов огромная территория представляла собой пылающий костер.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПУП ПАРИЖА
Драматическая роль площади Согласия стала проявляться в еще большей мере начиная с 1792 г.
23 октября там были обезглавлены девять офицеров-эмигрантов, затем гильотина была перевезена на площадь Карусель, откуда ее вернули только для казни Людовика XVI.
Наконец 10 мая 1793 г. зловещая машина обрела свое постоянное место в центре площади, за исключением короткого переезда к барьеру на площади Трона, и оставалась на этом месте до 1795 г.
В течение более двух лет там осуществлялись бесчисленные обезглавливания, которые достигли своего максимума (1376 отсеченных голов) в период с 10 июня по 27 июля 1794 г., во время сорока семи дней Большого террора.
Но следует заметить, что казни за нарушение обычных законов продолжали проводиться на Гревской площади, и это подчеркивает исключительно политический характер площади Согласия, расположение которой приобретало огромное значение в свете фактов прошлого, а быть может, и предстоящего*.
Разве не странно в таких условиях, что обелиск Нимрода был внезапно снят со своего тысячелетнего местопребывания, чтобы быть воздвигнутым на парижской площади недавнего происхождения?
Разве не странно, что дата 15-16 сентября 1936 г., несомненно, самая важная для Большой пирамиды, совпала со столетием установки Луксорского обелиска.**
Разве не странно, что более близкие события, волнующее время февраля 1934 г., происходили именно на площади Согласия, на мосту того же названия, на Елисейских полях, в Тюильри и на улице Рояль?***
Разве не знаменательно, что современная история обелиска совпадает с пророчествами пирамиды, касающимися нашего времени, первое из которых начиналось с 1836 г., даты установки обелиска, а второе - с 1844 г., основы Большой ступени.
* Именно на площади Революции, Людовика XVI и Согласия иностранные войска в 1815 г. пели греческий гимн Те Деум (Тебя чтим).
** Интересно отметить, что другой небольшой обелиск (французский) Мире дю нор был установлен на Монмартре для научных наблюдений, и точно за сто лет до Луксорского обелиска, т. е. в 1736 г. Он все еще находится там.
*** В июне 1968 г. можно было наблюдать, как большое шествие голлистов двигалось с площади Согласия на площадь Этуаль, отмечая конец майской революции.
Все это довольно тревожно. И многие из тех, кто проходит, даже не подозревая о необычайном присутствии обелиска, останавливают свой взгляд на его форме восклицательного знака, служащего как бы пупом современного Парижа.
ЕСЛИ ТЫ ПОДЫМЕШЬ МЕНЯ НА КАМЕННЫЙ ЖЕРТВЕННИК
Выше говорилось, что парижское основание обелиска представляет собой бретонский монолит.
И это вынуждает нас напомнить о существовании многочисленных полей поднятых каменьев во всех районах Бретани, самым необычным из которых является Карнак*.
Карнак всего лишь маленькая деревушка Иорбиана, внутреннего моря с сотней островов, но там находится мистическая столица предыстории, о которой современная наука ничего не знает.
Доисторические памятники в окрестностях Карнака представляют собой обелиски, созданные природой. Они имеют форму обе-лус необработанного вида. Человек здесь вмешивался для того, чтобы собрать эти камни и придать им вертикальное положение.
Мы, со своей стороны, считаем их неизмеримо более древними, чем египетские обелиски и сама пирамида. Не связывая их ни с какой традицией или с подражанием египтя-
* Написание французской деревушки Carnak отличается от написания египетской каменоломни Karnak. - Прим. пер.
нам, мы думаем, что они представляют собой подобие матриц, примитивных обелисков.
Что касается религиозных чувств, с которыми они связаны, то они отражают своего рода первичную одухотворенность. И это утверждение находит свое обоснование в таких словах Книги Исхода: Если ты меня подымешь, сказал Господь,