андрогинно-сти египетского сфинкса, этой загадки всех времен!
Воплощенная на земле божественная Мудрость, вынужденная отведать вкус горького плода личного опыта и боли страданий, возникающих на земле исключительно в тени Древа Познания Добра и Зла, секрет которого вначале не был известен даже Элохиму, Второзаконию и посвященным.
ДУША ТОЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ СФИНКСОМ
Проникновенный дУг из Гогери идет еще дальше в своей интерпретации символики и не колеблется рассматривать сфинкса как трамплин в четвертое измерение.
Индийская метафизика, - пишет он, - отошла от наивного представления Запада в толковании чувств. Она раскрыла, что мы познаем все вещи по внешнему виду, и пришла к заключению, что эти знания воображаемые.
Эллинские философы спрашивали лишь у природы. Они ожидали для себя отгадки сфинкса - единства и разнообразия, качества и количества, нынешнего и будущего - в надежде раскрыть главное слово всемогущества.
Но они не сознавали, что их душа также являлась сфинксом, не менее загадочной и
более богатой, чем природа в обещаниях могущества.
Менее жаждавшие успеха в своих действиях мудрецы Индии не позволяли себе отворачиваться от этого любопытного явления природы. Они представляли себе, что Величайший секрет как вещей, так и людей заключен в нас самих и является более глубоким, чем мы сами.
Мы можем искать его только там, поскольку только мы имеем туда доступ.
Таким образом, душа-сфинкс и его двойная тайна, его человеческое лицо, обращенное к небу, и его корпус животного предлагают будущему загадку пирамиды вот уже более семи тысяч лет.
Цезарь, заговорщик, который убивает, и разносчик газет, который проходит под нашими окнами; это все цари, все рабы, все святые, все рыбаки, взятые вместе и расплавленные в этом невидимом существе*, который и есть человек, как и ствол, кора, ветки, листья, фрукты, расплавленные в одном живом дереве.
Можно ли разумом постичь такое создание?
Да, эта идея такого Великого существа, которая вдохновляла скульптора или скульпторов, создавших нам сфинкса**.
ГОМО САПИЕНС
Возьмем стол, - пишет в свою очередь Успенский, - дом, дерево, человека и представим их себе вне времени и пространства. Духовность должна будет раскрыться на такие сигналы и различные характеристики, которые совершенно невозможно понять средствами разума. А если и захотят понять их средствами разума, то придется каким-то образом разделить их, воспринимать в каком-то смысле, с какой-то стороны с помощью какой-то части от их целого.
Кто такой Человек вне времени и пространства? Это - Человечество, Человек во времени и пространстве, Гомо сапиенс, но это также и создание, обладающее своим своеобразием, особенностями, индивидуальностью всех отдельных людей. Это вы, я сам,
* И неразделимом.
** Сфинкс со своими многими формами представляет собой эволюцию Зверя в Человека, ожидая эволюции Человека в Бога. Вот почему можно сказать, что секрет посвящения находится под его грудью и между его лапами.
ТРИ ГИПОТЕЗЫ
Большая часть посетителей Гизы испытывает чувство смирения перед сфинксом и перед пирамидами. Они оказываются как бы подавленными этой длительной неподвижностью.
Один из наиболее просвещенных признался в своей беспомощности перед лицом загадки.
Мы попробуем, однако, обойти тайну не с надеждой в нее проникнуть, так как она должна быть божественного плана. Яо каждый шаг, сделанный в ее направлении, подымает душу над ней самой и позволяет каждому проникать в собственную пирамиду и вопрошать своего внутреннего сфинкса.
САД ПОРОГА
Как мы видели немного выше, расположение Большого сфинкса не было ни произвольным, ни рассчитанным, поскольку приходилось использовать наиболее высокую скалу. Можно предполагать, что естественные формы скалы подсказали общие линии присевшего животного. Вероятно, скульптору оставалось лишь усилить сходство, вырубить часть рельефа.
Расположение Большого сфинкса казалось бы вызванным простой случайностью, если бы
мы не знали, что в жизни не больше случайностей, чем в истории, и все, что там так удивительно чарует, простой народ не знает.
Продольная ось сфинкса, а следовательно, и его загадочное лицо, ориентированы приблизительно на восток-юг-восток.
Сфинкс находится несколько дальше на восток, чем Великая пирамида, а также восточнее пирамиды Хефрена, которая в свою очередь восточнее пирамиды Микерина.
Если продлить в воображении продольную линию Большого сфинкса, то можно заметить, что она соответствует продольной линии центральной пирамиды таким образом, что первая гипотеза, приходящая на ум: вопросительный