и книге 'Памятники первобытного
искусства' А. Формозов перевозку такого дольмена: 'В 196О году решено
было перевезти из Эшери какой-нибудь дольмен в Сухуми- во двор
Абхазского музея. Выбрали самый ма енький и подвели к нему подъемный
кран. Как не закрепляли петли стального троса к покровной плите, она
не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный
монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно
год крыш
лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухуми прибудет механизм помощнее.
В 1961 году, с помощью этого механизма все камни погрузили на
автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново.
Реконструкция осуществлена лишь частично. Крышу отпустили а четыре
стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней
поверхности кровли, не смогли. В древности плиты были пригнаны друг к
другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь тут
остался большой зазор'.
Адыгейцы называют кавказские дольмены 'сырп-ун', что значит- дома
карликов. У осетин существуют легенды о народе карликов бицента,
которые наделяются сверхъестественными чертами. Так, например, карлик
бицента способен одним взглядом свалить огромное ерево. По преданию,
карлики живут в море. Кроме того, осетины утверждают, что предки
кавказских народов мифические нарты- тоже вышли из моря и дали людям
культуру. Не в честь ли нартов сооружены на Кавказе огромные каменные
монументы и форме рыбы?
Удивительными романтическими легендами окружены мегалиты Британии.
Кому не известны прекрасные сказания о Стране Вечной Юности в холмах
Англии и Ирландии? Ночью, говорят легенды, в определенное время года
раскрываются холмы, и льющийся из них странны неземной свет манит
случайных путников в страну сидов-карликов, ушедших под землю в
давние времена. Еще сиды живут где-то далеко в океане на островах
обетованной земли. Они владеют мудростью и несметными сокровищами.
Вот что писал о сидах профессор
. А. Смирнов; 'Бессмертны они или только обладают даром долголетия- трудно установить. По-видимому, они не знают естественной смерти, но могут погибать в бою. Им присуща также способность менять свою наружность или становиться невидимыми. Часто они п
кидают свое обиталище и вмешиваются в жизнь людей'.
Излюбленными мотивом кельтских легенд являются рассказы о морских
путешествиях. Моряки, странствующие в Атлантике в поисках сказочных
земель сидов, видят много диковинного на своем пути. Загадочные
острова, странные сооружения, воздвигнутые посреди м ря,- все это
принадлежит сидам, Описание таких сооружений ассоциируется у
современного человека прежде всего с темой космоса, в частности, с
космическими кораблями; 'Они (путешественники) плыли затем, пока не
подъехали к гигантскому серебряному столп
. Четырехгранный был он, и каждая сторона- в два удара корабельных весел: чтобы объехать его, требовалось восемь ударов весел. Ни клочка земли не было подле него один бесконечный океан. Не видать было ни основания столпа, ни вершины его- так высок бы
он.
С верха столпа спускалась, широко раскинувшись, серебряная сеть, и
корабль со свернутыми парусами проплыл через одну из петель ее.
Они услышали с вершины столпа голос, мощный, звонкий, звучный, но не
могли понять ни кто говорит, ни на каком языке'. Это отрывок из
ирландской саги 'Плавание Майль-Дуйна', в которой есть много таких
описаний.
Интересны многочисленные сообщения ирландских сказаний о людях, взятых
сидами в Страну Юности. Эти люди попадают в огромный замок на
острове, что 'стоит... на ногах из белой бронзы' Им кажется, что они
провели всего лишь год в замке, а когда наступал время возвращаться к
родным очагам, после долгих уговоров сиды давали на это разрешение.
Но оказывалось, что в сказочном замке время текло медленнее, чем на
Земле, и, когда у сидов проходил год, на Земле текли века.
Часто встречаются в ирландских сагах упоминания о мегалитах, Так, в
'Болезни Кухулина' менгиру приписывается способность осуществлять
связь между человеком и сидами.
Предания о карликах широко распространены и у других народов Северной
Европы. Наиболее знаменитым является свод легенд 'Старшей' и 'Младшей
Эдд'. Вот что пишет о карликах известный исследователь
древнеисландских мифов М. И. Стеблик-Каменский: 'Они жи ут в камне или
под