как изображение змей. И
восходит эта символика к глубокой древности, к айнской миф логии, в
которой рассказывается о небесном змее, спустившемся на землю в
сопровождении своей возлюбленной, богини огня.
Мы говорили, что основой религиозных воззрений древних айнов был
первобытный анимизм. Небольшие антропоморфные фигурки, которые с самых
что ни на есть ранних времен укладывались в могилы дзёмонцев, ясно
указывают на веру в существование некоего божес ва в человеческом
облике. Поначалу это были очень простые изделия с четко означенной
головой, телом и руками, но без признаков пола. По мере развития
дзёмонского общества фигурки моделировались яснее, приобретали все
более развитые формы, а грудь их казывала на то, что изображения
принадлежат особе женского пола. Предполагают, что они символизировали
мать богов. Такая вера могла, вероятно, возникнуть в обществе, еще не
порвавшем с матриархатом. Может быть, подобная организация, в которой
племенн е и личные связи основывались по женской линии, хоть власть и
принадлежала мужчинам, существовала у дзёмонцев. Кажется, здесь нет
ничего необычного, и все-таки загадка существует. Поклонение женскому
божеству, знаменующему плодородие, было распростра ено у западных
земледельческих племен. Странно, что такой же культ приняли дзёмонцы,
еще не занимающиеся обработкой земли.
Современные айны
Жизнь современных айнов разительно напоминает картину жизни древних
дзёмонцев. Их материальная культура на протяжении минувших столетий
изменилась столь незначительно, что эти изменения могут не приниматься
в расчет. На Курильских островах айны до ко ца XIX века жили в
полуземлянках дзёмонского типа. В самой Японии они их больше не
строят, но архитектура айнов и сегодня отличается от японской, а дома
обладают одной общей чертой с хижинами дзёмонов- они опираются на
столбы, тогда как постройки япо цев поставлены на прямоугольную раму,
положенную на землю. Сохранили айны и пирамидальную форму крыши. Эти
различия хотя и незначительны, но явно обозначают традицию и не могут
быть объяснены лишь различиями в уровне строительного мастерства.
Айнов осталось немного. В 1920 году их насчитывалось около 17 тысяч,
из которых большая часть жила на Хоккайдо.
Айны и теперь очень религиозны. Традиции анимизма у них по-прежнему
главенствуют, и айнский пантеон состоит в основном из 'камуи'- духов
различных животных, среди которых особое место занимают медведь и
касатка. Особняком стоит Айойна, культурный гер й, создатель и учитель
айнов. Немалую роль играет культ змеи, связанный с женским божеством
солнца, а также другое женское божество- 'унти-камуи', богиня очага, к
которой в отличие от других божеств можно обращаться непосредственно.
Обрядность айнов сложна; особое место в ней занимают так называемые
'инау'. Под этим названием понимаются самые различные предметы,
которые практически невозможно объединить общим происхождением. Скорее
всего им в разных случаях подходят разные объяс ения. Большинство
'инау' антропоморфны и украшены пучками длинных стружек. Ученые
рассматривают 'инау' как посредников, которые 'помогают' айнам
общаться с богами.
Наибольший интерес в айнской обрядности вызывает 'медвежий праздник'.
Подобное событие случалось нечасто, и предназначенный для обряда
медведь воспитывался с крохотной поры в деревянной клетке и
вскармливался, как уже говорилось, грудью женщины. Жерт оприношение
совершалось особым образом- медведя удушали между двумя деревянными
плахами. Затем тушу свежевали, приготовляли жаркое, и все принимались
за трапезу. Происходила она очень торжественно, все присутствующие
восславляли медведя и всячески из инялись перед ним в следующей форме:
если б его душа не была высвобождена из тела, разве она могла бы
отойти вестником к богам, объяснить им, как преданы им айны и как они
заслуживают их защиты?
Таковы айны нового времени; к началу новой эры их культура находилась на неолитической стадии развития, но все же была настолько жизнеспособна, что оказала влияние на культуру своих поработителей- японцев. Как указывает советский ученый С. А. Арутюно
, айнские элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней японской религии- синтоизма.
Суммируя сказанное, мы воздержимся от каких-либо конкретных выводов. Литература об айнах обширна, но разбросана