и узнали казаки, что земля, на которую они приплыли, остров,
что на полдень за ним лежат другие острова, а еще дальше- Матмай,
Япония, как понял тогда Козыревский. С тем и отбыли казаки обратно в
Большерецк...
Мы не утверждаем, что картина, нарисованная нами, в точности
соответствует действительной, но документ, из которого взята цитата,
существует. Это 'записка' казачьего атамана Данилы Анцыферова и есаула
Ивана Козыревского, коей они извещали Петра Перво о об открытии
Курильских островов и о первой встрече русских людей с аборигенами
тамошних мест- айнами, прозванными казаками за свою чрезвычайную
волосатость 'мохнатыми курильцами'.
Событие это помечено летом 1711 года. А первые сведения о Курильских
островах сообщил еще в 1697 году 'дальневосточный Ермак' Владимир
Атласов. Правда, сам он так и не побывал на Курилах, 'взыща смерть' в
одной из схваток, но дело его довели до конца сподвижники.
Через 26 лет после Анцыферова и Козыревского, в 1737 году, Камчатку
посетил Степан Крашенинников, ученик и соратник Ломоносова, член
Российской академии наук. Он оставил после себя классический труд
'Описание земли Камчатки', где, помимо других сведе ий, дал подробную
характеристику айнов как этнического типа. Это было первым научным
описанием племени.
Век спустя, в мае 1811 года, к курильским берегам пристал русский
военный шлюп 'Диана' под командованием знаменитого мореплавателя
Василия Михайловича Головнина. Будущий адмирал в течение нескольких
месяцев изучал и описывал природу островов и быт их жителей; его
правдивый и красочный рассказ об увиденном высоко оценили как любители
словесности, так и ученые специалисты. Отметим и такую деталь:
переводчиком у Головнина служил курилец, то есть айн, Алексей. Нам
неизвестно, какое имя носил он 'в ми у', но его судьба- один из
многочисленных примеров контакта русских с курильцами, которые охотно
обучались русской речи, принимали православие и вели с нашими
пращурами оживленную торговлю. Такова предыстория научного изучения
этого небольшого народа
Проблема
Айны. Загадочное племя, из-за которого учеными разных стран сломано
великое множество копий. Белолицые и прямоглазые (мужчины к тому же
отличаются сильной волосатостью), айны по своему внешнему облику
разительно отличаются от других народов Восточной Азии. Они явно не
монголоиды, скорее тяготеют к антропологическому типу Юго-Восточной
Азии и Океании. Охотники и рыболовы, на протяжении веков почти не
знавшие земледелия, айны тем не менее создали необычную и богатую
культуру. Их орнамент, резьба и еревянная скульптура удивительны по
красоте и выдумке; их песни, танцы и сказания талантливы, как всякие
подлинные творения народа.
Аборигены Японских островов, южного Сахалина и Курил, айны называли
себя различными племенными именами- 'соя-унтара', 'чувка-унтара'.
Слово 'айну', которым их привыкли называть, вовсе не самоназвание
этого народа, оно означает только 'человек'. Японц называли айнов
словом 'эбису'.
Факты культурной истории айнов многочисленны, и, казалось бы, можно с
высокой степенью точности вычислить их происхождение. В самом деле:
можно, во-первых, предположить, что в незапамятные времена всю
северную половину главного японского острова Хонс населяли племена,
являющиеся или прямыми предками айнов, или стоящие по своей
материальной культуре очень близко к ним; во-вторых, известны два
элемента, которые составляли основу орнамента айнов- спираль и
зигзаг; в-третьих, не подлежит сомнению, ч
о исходным моментом айнских верований был первобытный анимизм, то есть
признание существования души у любого существа или предмета; наконец,
достаточно хорошо изучены общественная организация айнов и способ их
производства.
Но оказывается, что метод фактов не всегда оправдывает себя. Например,
доказано: спиральный орнамент никогда не был достоянием лишь айнов.
Он широко применялся в искусстве жителей Новой Зеландии, маори, в
декоративных рисунках папуасов Новой Гвинеи, неолитических племен,
живших в нижнем течении Амура. Что это- случайное совпадение или
следы существования определенных контактов между племенами Восточной
и Юго-Восточной Азии в какой-то отдаленный период? Но кто был первым,
а кто перенял открытие?
Или: известно, что поклонение