осели здесь'.
Насколько сильно и живуче это предание, подтверждает свидетельство
перуанского археолога Валькарселя, который че ез 400 лет после де
Леона слышал от индейцев, живших близ руин, что 'эти сооружения были
созданы народом-чужестранцем, белым, как европейцы'. Озеро Титикака
оказалось в самом центре 'деятельности' белого бога Виракочи, ибо все
свидетельства сходятся
одном- там, на озере, и в соседнем городе Тиауанако была резиденция
бога. 'Они рассказали также,- продолжает Леон,- что на озере, на
острове Титикака в прошлые века жил народ, белый, как мы, и один
местный вождь но имени Кари со своими людьми пришел на этот остров и
вел войну против этого народа и многих убил...' В особой главе своей
хроники, посвященной древним сооружениям Тиауанако, Леон говорит
следующее: 'Я спросил местных жителей, были ли эти строения созданы во
времена инков. Они посмеялис
над моим вопросом и заявили, что им доподлинно известно, что все это сделано задолго до власти инков. Они видели на острове Титикака бородатых мужчин. Это были люди тонкого ума, пришедшие из неведомой страны, и было их мало, и убито их много в война
...'
Когда француз Банделье 350 лет спустя принялся за раскопки в этих
местах, легенды были еще живы. Ему рассказывали, что остров в древние
времена населяли похожие на европейцев люди, они женились на местных
женщинах, и дети их стали инками... 'Информац я, собранная в различных
районах Перу, расходится лишь в деталях... Инок Гарсильясо
расспрашивал своего царственного дядю о ранней истории Перу. Тот
отвечал: 'Племянник, с удовольствием отвечу на твой вопрос и то, что я
скажу, ты навеки сохрани в сво м сердце. Знай же, что в древние
времена весь этот район, тебе известный, был покрыт лесом и зарослями,
и люди жили как дикие животные- без религии и власти, без городов и
домов, без обработки земли и без одежды, ибо не умели они выделывать
ткани, чт бы сшить платье. Они жили по двое или по трое в пещерах или
расселинах скал, в гротах под землей. Они ели черепах и коренья,
фрукты и человеческое мясо. Тело свое они прикрывали листьями и
шкурами животных. Они жили как звери и с женщинами обращались тоже как
животные, ибо не умели жить каждый с одной женщиной...' Де Леон
дополняет Гарсильясо: 'Непосредственно после этого появился белый
человек высокого роста и обладал он большим авторитетом. Говорят, он
во многих поселках научил людей нормально ить. Везде они называли его
одинаково- Тикки Виракоча. И в честь него создали они храмы и
воздвигли в них статуи...'
Когда хронист Бетансос, принимавший участие в первых перуанских
походах испанцев, спросил у индейцев, как выглядел Виракоча, они
ответили, что он был высокого роста, в белом одеянии до пят, волосы
закреплялись на голове тонзурой, ходил он важно и в р ках держал
что-то похожее на молитвенник. Откуда же пришел Виракоча? На этот
вопрос единого ответа нет. 'Многие считают, что его имя- Инга
Виракоча, и означает это 'морская пена',- замечает хронист Сарате.
Гомара же утверждает, что, по рассказам стар х индейцев, он перевел
своих людей через море.
Наиболее часто встречаемое название Кон-Тики Виракоча состоит из трех
имен для одного и того же белого божества. В доинкские времена он был
известен на побережье как Кон, а внутри страны как Тикки. Но когда с
приходом к власти инков их язык (кечуа) р спространился на весь район,
инки узнали, что эти два названия относятся к одному и тому же
божеству, которое они сами называли Виракоча. И тогда все три имени
соединили...
Легенды индейцев чиму повествуют о том, что белое божество пришло с
севера, со стороны моря, а затем поднялось к озеру Титикака.
'Очеловечивание' Виракочи наиболее четко проявляется в тех легендах,
где ему приписывают различные чисто земные качестваназывают его умным,
хитрым, добрым, однако при этом величают Сыном Солнца...
Многие легенды сходятся на том, что он приплыл на камышовых лодках к
берегам озера Титикака и создал мегалитический город Тиауанако. Отсюда
он посылал бородатых послов во все концы Перу, чтобы те учили людей и
говорили, что он- их творец. Но, в конце концов, недовольный
поведением жителей, он решил покинуть их земли. Во всей огромной
инкской империи вплоть до прихода испанцев индейцы единодушно называли
путь, по которому уходил Виракоча