Н. Непомнящий

Древние сооружения и цивилизации

и его сподвижники. Они спустились к

тихоокеанскому побережью и ушли по морю на запад вместе с солнцем. Как

мы видим, они ушли в сторону Полинезии, а пришли с севера...

На севере инкского государства, в горах Колумбии, жили чибча, еще один

загадочный народ, достигший к приходу испанцев высокого уровня

культуры. Их легенды также содержат сведения о белом учителе Бочика.

Описание его то же, что и у инков. Он правил им много лет и его

называли также Суа, то есть 'солнце' на местных диалектах. К ним он

пришел с востока...

К востоку от области чибча, в Венесуэле и соседних областях, мы снова

наталкиваемся на свидетельства пребывания таинственного странника.

Его называли там Тсума (или Суме) и сообщали, что он обучил их

земледелию. По одной из легенд, он велел всем людя собраться вокруг

высокой скалы, встал на нее и поведал им законы и наставления. Пожив

с людьми, он покинул их.

Непосредственно к северу от Колумбии и Венесуэлы в районе сегодняшнего

Панамского канала живут индейцы куна. Они сохранили сообщения о том,

что после сильного наводнения пришел некто и обучил людей ремеслам. С

ним было несколько молодых сподвижников, распространявших его учение.

Еще дальше на севере, в Мексике, к моменту испанского вторжения цвела

высокая цивилизация ацтеков. От Анауака (современный Техас) до Юкотана

ацтеки говорили о белом боге Кецалькоатле. По преданиям он был пятым

правителем тольтеков, прибыл из страны В сходящего солнца (конечно,

ацтеки имели в виду не ту страну, которую подразумеваем под этим

названием мы) и носил длинную накидку. Он долго правил в Толлане,

запретив человеческие жертвоприношения и проповедуя мир. Люди больше

не убивали животных и п тались растительной пищей. Но это длилось

недолго. Дьявол заставил Кецалькоатля предаться тщеславию и погрязнуть

в грехах. Однако скоро ему стало стыдно за свои слабости, и он решил

покинуть страну. Перед уходом бог заставил улететь всех тропических

тиц и превратил деревья в колючие кустарники. Он исчез в южном

направлении...

'Карта сегунда' Кортеса имеет отрывок речи Монтесумы: 'Мы знаем из

письмен, доставшихся нам от предков, что ни я, ни кто-либо другой,

населяющий эту страну, не являются ее коренными жителями. Мы пришли из

других земель. Мы знаем также, что ведем свой род от правителя,

подчиненными которого мы являлись. Он пришел в эту страну, он снова

захотел уйти и забрать с собой своих людей. Но они уже женились на

местных женщинах, построили дома и не хотели идти с ним. И он ушел. С

тех пор мы ждем, что он ког а-нибудь вернется. Вернется как раз с той

стороны, откуда пришел ты, Кортес...' Какой ценой расплатились ацтеки

за свою 'сбывшуюся' мечту, нам уже известно...

Как доказали ученые, соседи ацтеков- майя также не всегда жили в

сегодняшних местах, а мигрировали из других районов. Сами майя

рассказывают, что их предки приходили дважды. Первый раз- это была

наиболее крупная миграция- из-за океана, с востока, отк да были

проложены 12 нитей-путей, и вел их Ицамна. Другая группа, меньшая,

пришла с запада и среди них был Кукулькан. У всех них были ниспадающие

одежды, сандалии, длинные бороды и непокрытые головы. О Кукулькане

вспоминают как о строителе пирамид и снователе города Майяпака и

Чичен-Ицы. Он же научил майя пользоваться оружием... И снова, как и в

Перу, он покидает страну и уходит, в сторону заходящего солнца...

Путешественник, едущий из Юкатана на запад, непременно должен проехать

через область Цельталь в джунглях Табаско. Легенды населения этих мест

хранят сведения о Вотане, пришедшем из районов Юкатана. Крупный знаток

американских мифов Бринтон говорит, ч о немногие мифы о народных

героях повлекли за собой столько спекулятивных вымыслов, сколько миф о

Вотане. В далекие эпохи Вотан пришел с Востока. Его послали боги,

чтобы разделить землю, раздать ее человеческим расам и каждой дать

свой язык. Страна, ткуда он пришел, называлась Валум Вотана. Когда

посольство Вотана прибыло в Цельталь, люди находились 'в плачевном

состоянии'. Он распределил их по деревням, обучил выведению культурных

растений и изобрел иероглифическое письмо, образцы которого оста ись

на стенах их храмов. Говорят также, что он написал там свою историю.

Миф кончается очень странно: 'Когда наконец подошло время печального

ухода, он не ушел через долину смерти, как все смертные,