и его сподвижники. Они спустились к
тихоокеанскому побережью и ушли по морю на запад вместе с солнцем. Как
мы видим, они ушли в сторону Полинезии, а пришли с севера...
На севере инкского государства, в горах Колумбии, жили чибча, еще один
загадочный народ, достигший к приходу испанцев высокого уровня
культуры. Их легенды также содержат сведения о белом учителе Бочика.
Описание его то же, что и у инков. Он правил им много лет и его
называли также Суа, то есть 'солнце' на местных диалектах. К ним он
пришел с востока...
К востоку от области чибча, в Венесуэле и соседних областях, мы снова
наталкиваемся на свидетельства пребывания таинственного странника.
Его называли там Тсума (или Суме) и сообщали, что он обучил их
земледелию. По одной из легенд, он велел всем людя собраться вокруг
высокой скалы, встал на нее и поведал им законы и наставления. Пожив
с людьми, он покинул их.
Непосредственно к северу от Колумбии и Венесуэлы в районе сегодняшнего
Панамского канала живут индейцы куна. Они сохранили сообщения о том,
что после сильного наводнения пришел некто и обучил людей ремеслам. С
ним было несколько молодых сподвижников, распространявших его учение.
Еще дальше на севере, в Мексике, к моменту испанского вторжения цвела
высокая цивилизация ацтеков. От Анауака (современный Техас) до Юкотана
ацтеки говорили о белом боге Кецалькоатле. По преданиям он был пятым
правителем тольтеков, прибыл из страны В сходящего солнца (конечно,
ацтеки имели в виду не ту страну, которую подразумеваем под этим
названием мы) и носил длинную накидку. Он долго правил в Толлане,
запретив человеческие жертвоприношения и проповедуя мир. Люди больше
не убивали животных и п тались растительной пищей. Но это длилось
недолго. Дьявол заставил Кецалькоатля предаться тщеславию и погрязнуть
в грехах. Однако скоро ему стало стыдно за свои слабости, и он решил
покинуть страну. Перед уходом бог заставил улететь всех тропических
тиц и превратил деревья в колючие кустарники. Он исчез в южном
направлении...
'Карта сегунда' Кортеса имеет отрывок речи Монтесумы: 'Мы знаем из
письмен, доставшихся нам от предков, что ни я, ни кто-либо другой,
населяющий эту страну, не являются ее коренными жителями. Мы пришли из
других земель. Мы знаем также, что ведем свой род от правителя,
подчиненными которого мы являлись. Он пришел в эту страну, он снова
захотел уйти и забрать с собой своих людей. Но они уже женились на
местных женщинах, построили дома и не хотели идти с ним. И он ушел. С
тех пор мы ждем, что он ког а-нибудь вернется. Вернется как раз с той
стороны, откуда пришел ты, Кортес...' Какой ценой расплатились ацтеки
за свою 'сбывшуюся' мечту, нам уже известно...
Как доказали ученые, соседи ацтеков- майя также не всегда жили в
сегодняшних местах, а мигрировали из других районов. Сами майя
рассказывают, что их предки приходили дважды. Первый раз- это была
наиболее крупная миграция- из-за океана, с востока, отк да были
проложены 12 нитей-путей, и вел их Ицамна. Другая группа, меньшая,
пришла с запада и среди них был Кукулькан. У всех них были ниспадающие
одежды, сандалии, длинные бороды и непокрытые головы. О Кукулькане
вспоминают как о строителе пирамид и снователе города Майяпака и
Чичен-Ицы. Он же научил майя пользоваться оружием... И снова, как и в
Перу, он покидает страну и уходит, в сторону заходящего солнца...
Путешественник, едущий из Юкатана на запад, непременно должен проехать
через область Цельталь в джунглях Табаско. Легенды населения этих мест
хранят сведения о Вотане, пришедшем из районов Юкатана. Крупный знаток
американских мифов Бринтон говорит, ч о немногие мифы о народных
героях повлекли за собой столько спекулятивных вымыслов, сколько миф о
Вотане. В далекие эпохи Вотан пришел с Востока. Его послали боги,
чтобы разделить землю, раздать ее человеческим расам и каждой дать
свой язык. Страна, ткуда он пришел, называлась Валум Вотана. Когда
посольство Вотана прибыло в Цельталь, люди находились 'в плачевном
состоянии'. Он распределил их по деревням, обучил выведению культурных
растений и изобрел иероглифическое письмо, образцы которого оста ись
на стенах их храмов. Говорят также, что он написал там свою историю.
Миф кончается очень странно: 'Когда наконец подошло время печального
ухода, он не ушел через долину смерти, как все смертные,