Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

- МА = мудрость активности, - НИ = мудрость рожденная из самой себя, - ПАД = мудрость 1 дхармадхату 0, - МЕ = различающая мудрость, - ХУНГ = мудрость подобная зеркалу. В Тибете, 1 мантра 0 Ченрезига проговаривается каждым. Ее популярность и простота, вовсе не убавляют ее величия, но скорее придают ей еще большую ценность. Это выражено забавной поговоркой: 1В начале, не страдаешь от незнания ее, 1Второе, не гордишься знанием ее, 1Последнее, не боишься забыть ее. Незнание логики, медицины, астрологии и прочих наук - болезненно, поскольку необходимо потратить большое количество энергии и усилий и значительно попотеть, чтобы выучить их. Достаточно, однако, нескольких секунд, чтобы выучить 1 мантру 0 Ченрезига. Так что не приходится сталки- ваться со страданием переходя от незнания к знанию ее. Вот почему: "В начале, нет страдаешь от незнания ее." Потратив многие годы на приобретение знания сложной науки и получив славу и общественное положение, рискуешь завязнуть в самодовольстве и поверить в свое превосходство над другими. Простота 1 мантры 0 Ченрезига снимает эту опасность. Потому: "Второе, не гордишься знанием ее." Последнее, если мы не поддерживать знание, накопленное в медицине, астрологии или других науках, его можно мало помалу лишиться. Но невоз- можно не помнить шесть слогов 1 мантры 0: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ. А значит: "На- конец, не боишься забыть ее." . ПРИНЦИПЫ МЕДИТАЦИИ От нечистого к чистому 1Дхарма 0 - это метод, позволяющий нам пройти от состояния обычного су- щества к состоянию пробужденного существа, называемого состоянием будды. Можно знать единственно значение 1 дхармы 0 и ее глубокую цель, если пони- мать ее, как процесс, принципы которого выражаются в терминах очищения: - базис очищения, - объект очищения, - очищающий агент, - результат очищения. 1Базис очищения Истинная природа нашего ума - это 1 ум сам по себе 0, аналогичный способу существования умов всех существ. Как такового, примеси не пачкают его. Сейчас он, однако, пропитан громадным временным обусловливанием. Такое обусловливание не воздействует на суть ума, но порождает иллюзию и стра- дание. Суть ума называется "сердцевиной пробуждения". Она чиста, но, из-за отсутствия реализации, сердцевина пробуждения и нечистоты перемешаны вместе. Такое взаимно смешение образует базис очищения на подобие белой материи, запачканной грязью. Поскольку ее природа - белизна, материя мо- жет стать белой снова. Так же, природа нашего ума - это чистота, и мы можем вновь обнаружить ее. Уголь, однако, ни в коем разе не станет бе- лым, ведь он изначально черен. Если бы иллюзия, двойственность и страда- ние были бы природой нашего ума, у нас не было бы ни единого шанса изба- виться от них. 1Объект очищения Объект очищения - это то, что должно быть устранено, а именно, иллю- зорные примеси, подобные пятнам покрывающим белую материю, не являющимся частью ее природы. Эти примеси не имеют какую-либо действительную реаль- ность; в этом причина, почему их их можно устранить. Если бы они были наделены существованием самим по себе, это было бы невозможно; но они условны, имеют иллюзорную природу, и просто ошибочны. Их корень - это двойственность "захваченного-захватывающего". Внешне, существуют явле- ния, выхватываемые как объекты; внутренне, есть ум, как схватывающий субъект. Такая полярность становится причиной зарождения тревожащих эмо- ций (гнева-отвращения. желания-привязанности, слепоты, зависти, стяжа- тельства, гордости, и тому подобного) и иллюзорных явлений, на основании которых возникает 1карма 0 и страдание. Следовательно, двойственность, ос- нование данного процесса, должна быть удалена, как самое главное. Внешне выхватываемые объекты имеют шесть аспектов, отвечающих шести чувствам: - формы зрительного чувства, - звуки чувства слуха, - запахи чувства обоняния, - вкус вкусового чувства, - осязание тактильного чувства, - мысленные объекты ментального чувства. Субъект, внутренне схватывающий их, подразделяется на шесть сознаний: - зрительное сознание, - слуховое сознание, - обонятельное сознание, - вкусовое сознание, - тактильное сознание, - ментальное сознание. В рамках иллюзии, ум функционирует таким образом: шесть объектов чувств и шесть сознаний, схватываются как отдельные реальности. Это раз- деление является пространством, в котором происходит игра тревожащих эмоций. Эти шесть объектов и сознаний не являются, тем не менее, по-настояще- му раздельными сущностями. К примеру, воспринимая форму, хотя мы и вых- ватываем две независимые друг от друга сущности, воспринимаемый предмет и