Бокар Ринпоче
ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ
видение. - 1 Махамудра 0: божество, значит, является видимостью-пустотой. Но оно, с одной стороны, не является видимостью, а с другой стороны, пустотой, один раз видимостью другой раз пустотой. Будучи видимостью, оно не теряет своей пустоты; будучи пустым, оно не лишается своей видимости. Это - союз видимости и пустоты, не в смысле двух вещей, расположенных друг подле друга, но в смысле двух вещей, образующих одну и ту же не- расчленимую реальность. Пребывать без рассеяния в таком состоянии со- единения - это одновременность ментального успокоения и высочайшего видения сразу, так же называется 1 махамудрой 0 или же более точно, в данном случае, " 1махамудрой тела божества 0". В начале не испытываешь по-настоящему это состояние, но наличие некоторого представления о нем облегчает подступ. Особые функции двух фаз Этих различных пунктов достаточно самих по себе, чтобы сделать ясным полезность медитации Ченрезига. Нам следует, однако, добавить к ним очи- щающую функцию, порождаемую милостью на глубочайшем уровне. Это - духов- ная энергия, заряжающая каждый элемент медитации. Явления, как мы воспринимаем их, не имеют в действительности сущест- вования сами по себе. Они производятся нашим собственным умом и искажа- ются обусловливанием, порождаемым нашей 1 кармой 0. Это обусловливание дейс- твует на уровне "потенциального сознания". Оно ведет нас к переживанию манифестации, как отдельного от нас самих, твердого, реального по себе опыта, и причиняет много страдания. Ум, свободный от такого обусловливания, - это чистый ум, в котором чистые феномены проявляются в отсутствии мате- риальности, за рамками двойственности субъект-объекта, лишенные отметины тревожащих эмоции и страдания. Очищение, следовательно, должно действовать на уровне потенциала соз- нания; именно там оперируют медитации 1 ваджраяны 0. Настоящая цель фаз построения и завершения состоит в том, чтобы истребить всю целость обус- ловливания, производящего самсарическое существование. Условием 1 0сущест- вования в 1самсаре 0 является последовательное прохождение стадий рождения, жизни и смерти. С безначальных времен, мы прошли через бессчетное коли- чество существований, каждое из которых придерживалось той же картины: рождения, жизни и смерти. Обусловливание, врезавшееся в нас из-за беско- нечного повторения, - чрезвычайно сильно, и стремиться без конца воссоз- давать все тот же процесс, в котором мы остаемя заключенными в тюрьме иллюзии. Медитация на божестве, включающая в себя две фазы, располагает, в данной связи, тройной функцией: - очистить нас от обусловливания, вызывающего рождение в обычной форме, являющейся результатом кармического созревания; - очистить нас от обусловливания, причины явлений обычной жизни, кото- рая характеризуется схватыванием отдельной сущности и страданием; - очистить нас от обусловливания, вызывающего обычную смерть, и актуа- лизировать тела и мудрости пробуждения. В рамках этого, каждый аспект медитации исполняет соответствующее оп- ределенное очищение: - Перед началом визуализации, представляют, что все феномены в обычной и нечистой форме растворяются в пустоте. Этим символически изобража- ется смерть, которая предшествовала теперешней жизни. Тем самым очи- щается обусловливание смерти, произведенное в наших прошлых жизнях, и мы готовимся к актуализации абсолютного тела ( 1дхармакаи 0), предельной природы ума. - Из пустоты, сперва появляются лотос, лунный диск и семенной слог ХРИ. Это соответствует соединению трех элементов, что характеризует момент зачатия в утробе: лотос представляет собой яйцо, лунный диск - спер- матозоид, а семенной слог - сознание, приходящее из 1 бардо 0 и присоеди- няющееся к двум материальным опорам. Все феномены, уже очищенные растворением в пустоте, теперь способны проявиться в своих чистых вы- ражениях. В результате, мы очищаемся от обусловливания, вызванного зачатием. - Далее, трансформация семенного слога в божество соответствует рожде- нию и позволяет нам очиститься от обусловливания, вызывающего его. Таким образом, приводятся к созреванию возможности тела эманации ( 1нирманакаи 0). - Медитатор декламирует обращения, восхваляющие божество, и представля- ет свет, исходящий из сердца Ченрезига, что выражает собой подношения буддам и бодхисаттвам, визуализирует атрибуты Ченрезига, одежду, дра- гоценности, божественный дворец, в котором он находится и страну чис- той манифестации, окружающую дворец. Можно отнести это к характерис- тикам нашей обычной жизни от рождения до смерти: нашей активности, взаимоотношениям с другими,