Бокар Ринпоче
ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ
0, любая обычная активность, любые действия в мире ста- новятся путем к пробуждению. Тот, у кого есть весь разум и наука мира, но у кого нет сострадания, не сможет по-настоящему совершить что-либо истинно полезное для других. Зато тот, у кого любовь и сострадание находятся глубоко в нем самом, бу- дет приносить благо другим во всем, что делает. Присутствие Ченрезига Ченрезиг, как выражение сострадания всех будд и нашего собственного ума, должен присутствовать среди людей, которые страдают. Это присутс- твие принимает различные формы, многообразие которых гораздо обширнее, чем мы можем сперва себе вообразить. В Тибете некоторые высокие ламы по происхождению считались эманациями Ченрезига (последняя глава содержит биографии некоторых из них). Напри- мер, Далай Ламы и Кармапы провозглашались как таковые во многих 1 термах 0, текстах спрятанных Падмасамбхавой. Более того, такого ламу, как Калу Ринпоче можно рассматривать в качестве эманации Господа Великого Состра- дания, даже если он сам себя и не называл таким образом. У него была очень глубокая практика медитации, он взял Ченрезига, как одного из главных 1 йидамов 0, учил медитации на Ченрезига своих учеников, и положил ее в качестве регулярной практики во многих Дхарма-центрах, которые ос- новывал на западе и в юговосточной Азии. Манифестация Ченрезига на Земле, однако, не ограничивается Тибетом, Буддистским миром или ламами. Имена и формы отнюдь не являются знаками его манифестации. Его излучениями могут быть Буддисты или не-Буддисты, монахи или миряне, мужчины или женщины, люди на востоке или на западе, цари и нищие. Всякий человек, чье сердце движимо любовью и состраданием, кто в са- мой глубине и искренне действует на благо других не заботясь о славе, выгоде, социальном положении, или признании, выражает активность Ченре- зига. Любовь и сострадание являются верными знаками, показывающими при- сутствие Ченрезига. Бодхисаттвы - это существа, у которых нет иной мотивации помимо сост- радания, являющегося предельным смыслом Ченрезига. В некоторых молитвах Бодхисаттв иногда имеются пожелания стать кораблем, мостом, лекарством, врачом и тому подобным. В Бодхисаттвачарьяватаре, к примеру, Шантидева говорит такие слова: 1Пусть буду защитником тех, у кого их нет, 1Проводником для идущих по дороге, 1Мостом или кораблем или плотом, 1Для тех, кто хочет переплыть на другой берег. 1Пусть буду островом для тех, кто его ищет, 1Светильником для тех, кто хочет света, 1Кроватью для тех, кому нужен отдых, 1Слугой для тех, кто хочет слугу. За довольно выразительной природой этих пожеланий, следует видеть сострадательный ум бодхисаттв, готовый проявиться во всякой форме с пользой для существ. Если есть польза в том, чтобы корабль пересек море, бодхисаттва принимает форму корабля. Если есть польза от того, чтобы мост перекинулся через реку, бодхисаттва проявляется в форме моста. Если опасная болезнь угрожает людям, бодхисаттва желает стать лекарством, из- лечивающим ее, врачом, который знает как бороться с ней, и сиделкой, ко- торая ухаживает за больными. Ум Ченрезига может действовать в форме человека, животного, растения или косной вещи. Его ум - всегда выражение сострадания. Ченрезиг может также проявляться в форме человека, чья активность бу- дет казаться негативной, но цель которого, на самом деле, будет состоять в том, чтобы обратить других в положительную сторону. Есть история о двух монахах из далекой страны, которые хотели встретиться с царем Тибе- та, Сонгтсен Гампо, поскольку слышали, что тот является эманацией Ченре- зига. Когда они прибыли в Лхасу, однако, узнали, что большое количество людей, все по приказу царя, были казнены и несколько посажены в тюрьму. Монахи подумали, что такие действия не могут исходить от настоящей эма- нации Ченрезига. Испугавшись, они решили побыстрее смыться, но царь уз- нал об их прибытии и задержал их отъезд послав за ними эмиссаров. Когда царь понял причину бегства монахов, то объяснил им, что в действитель- ности он не убивал и никого не задерживал. Он сказал монахам, что тибет- цы - грубый и дикий народ, мало склонный к законам и правилам общества, которые защищали бы интересы всех. Поэтому, чтобы привести их к большей сдержанности, не причиняя вреда, он создал магические эманации в форме воров и грабителей, иллюзорный пример наказания которых побудил бы граж- дан к уважению законов и других людей. Царь был в самом деле эманацией Ченрезига. Он проявил свои силы в явно негативных поступках, но те были лишь выражением его сострадания. Везде, где есть сострадание,