Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

именно ум делает такое утверждение. Если же мы отвергаем ее реальность, то именно ум делает такое отрицание. Явления не утверждают ни отрицают себя; лишь ум принимается приписывать им су- ществование или несуществование. Если же мы теперь взглянем на суть са- мого ума, то не сможем ничего обнаружить. Мы не способны опознать у него какой-либо принадлежности; его сущность невыразима, она - пуста. Когда ум не пребывает в своей сущности, вероятно предположить, что явления действительно существуют или же что они совершенно лишены су- ществования. Равно и сущность человека, который утверждает или отрицает не может быть идентифицируемым объектом, "вещью", которую можно обнару- жить. Не имея подлинного существования, она - пуста. А потому мы не впа- даем в этернализм, то есть веру в ум, как индивидуальную сущность, в ре- альность эго. Это не значит, однако, что есть лишь ничто, всецелое несу- ществование. В этой самой пустоте возникают все явления и все мысли. А потому мы не впадаем в крайность нигилизма. При таком взгляде, свободном от двух крайностей, явления самоосвобож- даются, становятся свободным выражением пустоты ума. Таково 2видение 0 Чен- резига, Великого Сострадательного. Пусть шесть групп чувств самоосвобождаются Наши взаимоотношения с феноменами устанавливаются на основании "шести групп чувств." Каждая группа состоит из органа чувств, предмета чувств и сопряженного с ними сознания. Так что мы имеем: - глаз, форма, зрительное сознание; - ухо, звук, слуховое сознание; - нос, запах, обонятельное сознание; - язык, вкус, вкусовое сознание; - кожа, осязание, тактильное сознание; - ум, мысленный предмет, ментальное сознание. Хотя, в действительности, и нет двойственности между предметами чувств и сознаниями, которые схватывают их, мы полагаем раздвоение на субъект и объект. Отсюда производится классификается предметов (форм, запахов, вкусов и так далее) на хорошие и плохие, приятные и неприятные. На эту классификацию пересаживаются понятия привязанности и неприязни. Если не осознают истинной природы такой привязанности и неприязни, шесть чувственных групп оказываются у себя в плену. Когда же распознают их ис- тинную природу, они самоосвобождаются. Их явление и освобождение проис- ходят одновременно. Когда ум попадает под влияние иллюзии, привязанность нас заставляет, в результате, полагать, что воспринимаемый предмет в самом деле хорош; неприязнь принуждает нас полагать, что воспринимаемый предмет действи- тельно плох. Феномены, однако, не утверждают каких бы то ни было качеств сами по себе. В сущности, один лишь ум - источник привязанности и непри- язни, и приписываемых вещам классификаций. Форма, звук, запах, или вкус не обозначаются как приятные и неприятные. Только ум подливает понятия к тому, что он воспринимает при помощи чувств, и тем самым творит игру привязанности и неприязни. Поскольку сам ум пуст и фактически свободен, привязанность и отвращение столь же пусты и свободны сами по себе. Шесть чувственных групп, являющихся базисом данного процесса так же пусты и самоосвобождены. Распознавание сущности шести групп чувств вполне подхо- дит для того, чтобы обеспечить их самоосвобождение, не прибегая к воз- действию на них. Возможность шести чувственным группам самоосвобождаться есть 2медита- 2ция 0 Великого Сострадательного. Пусть обстоятельства самоосвобождаются Когда мы сталкиваемся с обстоятельствами, хорошими ли плохими ли, то таким же образом даем им самораскрыться. Хорошие обстоятельства - это те, которые доставляют нам радость: ког- да мы находимся в компании друзей или людей, которых любим, участвуем в приятной беседе, или выполняем какую-либо деятельность, которая приносит нам радость. Мы привязываемся к такой радости и придаем ей реальное зна- чение. Когда появляется радость, то следует наблюдать за умом, который пере- живает ее. Он пуст по сути. В этой пустоте, понятия друзей, приятных слов или звуков и тому подобного не имеют какой бы то ни было реальнос- ти. Хорошие обстоятельства следовательно пусты. Все, что кажется нам счастьем, лишено действительного тождества и самоосвобождается в тот же момент, когда проявляется. Если же взглянуть иначе, когда мы противостоим неблагоприятным обсто- ятельствам - находясь в компании людей, которые нас не любят, разговари- вающих в неприемлемой манере, испытывая боль или мучение, - если мы рассмотрим сущность ума, который переживает эти страдания, то обнаружим, что он пуст. В этой пустоте, понятия врагов, неприятных слов, болезни и так далее не имеют никакой реальности. Все, что видится