что можно делать, не скашивая глаза. Слово Мадхья значит quot;сквозьquot;,
отсюда все значение: quot;смотреть сквозь середину между бровямиquot;. Это
смотрение quot;сквозь середину между бровямиquot; содействует получению
тотчас чувства гипофиза и заменяет Мундаки Мудру. Удивительно, но факт, что
как бы сильно мы не концентрировались на чувстве междубровья, чувство этого
места мы не получаем, а чувствуется область гипофиза.
Оба эти вспомогательные средства: прижатие корня языка к мягкому нёбу (Мундаки
Мудра) и концентрация на чувстве середины между бровями (Бхрумадхья Дришти),
необходимы только утром, только одной Тратаке (или при отсутствии ее, как
у слепых), днем же и особенно вечером, это чувство приходит тотчас. Единственное
средство, нужное для достижения концентрации (натягивание лука), есть самое
смотрение в чувство объекта с желанием его увидеть. Это, таким образом, не
представление, а лишь ожидание; помогают себе при этом тем, что страстно желают
и ожидают увидеть отдельные части или весь объект, как будто их quot;вылепилиquot;
из темноты перед глазами.
Объект, на котором сосредоточились таким образом - удивительный факт! - начинает
двигаться вовнутрь головы, совершенно так же, как стрела при натягивании тетивы
лука движется в направлении, обратном выстрелу. При этом упражняющийся одновременно
замечает, что концентрация правильна. Это постоянно сопровождающее концентрацию
(дхар-ну) явление, и оно совершенно нормально, так что в этом случае нечего
беспокоиться, ибо это было бы достоверным указанием на то, что с нашей концентрацией
что-то неладно. Когда дыхание останавливается, надо лишь попытаться, не мешая
концентрации, сгладить переходы от вдыхания к выдыханию и обратно.
Возникает вопрос - как долго надо сосредотачиваться?
Учение Йога утверждает: соответствующий центр для приведения к открытию требует
непрерывной дхарны (задерживания принципа мышления) в продолжение двух часов.
Поэтому продолжительность упражнений зависит от времени, в продолжение которого
задерживается принцип мышления (сознания) на объекте и способности. Но тут
действует еще один закон, похожий, впрочем, на таковой материального плана
в случае с электрической энергией: мощность пропорциональна квадрату тока
напряжения. Если вместо двух часов одновременно концентрироваться только час,
то мощностью будет не половина, а половина в квадрате, то есть 1/4 первоначальной;
при получасе, то есть при четверти предписанных двух часов,- 1/4 в квадрате,
или 1/16 мощности и т. д. Значит, упражняться по полчаса надо 16 дней.
Формула тут следующая:
Д = (120/Т)2 или Т = 120/Д, где Т - продолжительность ежедневного упражнения,
Д - число дней до полного или частичного открытия центра (в нашем случае -
открытия quot;третьего глазаquot;). Эти числа, конечно, только приблизительны.
Ибо наша способность к концентрации растет (не так, как в случае материальных
сил) и сокращает необходимый срок. Но таблица наша все же полезна, так как
она приблизительно показывает соотношение между усилием и результатом и хотя
она несколько действует на наше нетерпение, она все же показывает срок, когда
можно с большей или меньшей положительностью ожидать результата, конечно,
если наше прилежание будет поддерживаться, а не спадать. Срок этот скромен,
если его сравнить с 23 годами, необходимыми для повторения ОМ-мантры. Как
мы сказали, концентрация должна быть направлена на объект в продолжение всего
упражнения. При этом нам очень поможет простая, но полезная уловка: при каждом
последующем упражнении надо представлять себе, что солнце светит все ярче.
Успех этого упражнения, само собой разумеется, не значит еще полного открытия
quot;третьего глазаquot;. Это всего лишь первый проблеск успеха, если не
считать истинно первого признака - живого и острого сновидения ночью после
первой концентрации. Пока только это видения первой ступени (необыкновенные
вещи). Но как бы ободряюще ни действовало все это на упражняющегося, это еще
не признак, что надо переходить к упражнению следующих ступеней. Можно попробовать
время от времени, не появятся ли видения второй ступени, а также не появятся
ли желаемые объекты.
quot;Если при концентрации сознания, так сказать, quot;нажать всей тяжестьюquot;