она совсем
отказалась от лекарства и спит достаточно долго.
Совершенный стрелок из лука. quot;Лучший из упражняющихся, дух которого понял
дхъяну, лучший из видящих, способен быстро отправиться в путь в другом теле.
Всезнающий, всевидящий, делающий всем существам добро, понявший смысл всех
писаний, объявляя единое учение, появляется он, известный великими, необыкновенными
силами, долгоживущий и способный дать возникнуть вещам трех миров, сохранять
их или оставлять исчезатьquot; (Сатчакра Нирупана Тантра, 34).
До сих пор я описывал технику духовной стрельбы из лука главным образом первых
трех ступенек, которые доступны каждому человеку. Только бегло я очертил четвертую
и последнюю ступень, совершенное овладение которой ведет к мастерству. Наше
изложение было бы неполным, если бы я не описал точно и эту ступень мастера
и таким образом возложил корону на развитие этого рода.
В мистических школах восточной традиции все ступени духовной школы во всех
подробностях перечисляются и описываются, хотя и в туманных (таиственных)
выражениях, и поэтому нужна глубокая проницательность, чтобы разгадать тайны,
которые сообщаются только посвященным. Этим объясняется факт, почему этот
предмет, даже в индийских книгах недавнего издания, так запутанно и даже противоречивол
из-ланается, что требовательный и образованный читатель от них отказывается
как от quot;ненаучныхquot; и даже quot;нелепыхquot;, а много о себе воображающий,
не долго думая, пробует их дополнить (самое меньшее) или улучшить. Поэтому
теперь создалось так много quot;специалистовquot; по quot;стрельбе из лукаquot;,
но на практике нет настоящих стрелков из лука.
Чтобы принять участие в такой духовной школе, ученик, должен подчинить себя
строгой этической дисциплине, которая охватывает в основном 4 добродетели:
Вивека - распознавание, Ваирагья - отсутствие страстей, Сатсампатти - праведное
поведение и Мумуксатва - стремление к спасению, к избавлению. Конечно, здесь
не имеется в виду распознавание в смысле успеха в жизни, и не преодоление
элементарных страстей (как ревность, ненависть, мстительность и т. д.); духовный
ученик скорее должен уметь распознавать различие между реальным и нереальным,
между добром и злом, между вечным и преходящим. Из этой первой способности
самопроизвольно появляются все другие качества, как непривязанность ко всему
тому, что нереально, злонамеренно и преходяще, равно как и праведное поведение.
Последнее делится на шесть частей: спокойствие мыслей (Шама), самообладание
(Дама), спокойствие в действиях (Упарати), терпение (Титикша), доверие или
уверенность (Шраддха) и целеустремленное внимание (Самадхана) и, в конце концов,
воля к освобождению, не в смысле отказа, а отречение от мира, и во внутреннем
освобождении от светскости. Это последнее качество, которое является результатом
предыдущих, кладет на духовноищущего печать того, чем он хотел стать - достойным
посвящения. Без этой духовной подготовки он не найдет своего Учителя, хотя
бы он весь свет обыскал с этой целью. А если он ее не имеет, то ему не надо
никуда идти, чтобы встретить Учителя. Учитель придет к нему сам; так как долгие
годы перед тем, как идущий решит в первый раз искать своего Учителя, этот
последний уже ждет своего ученика. Предпосылками для духовного ожидания являются
все те же, что и в самые отдаленные времена, они так же несменяемы, как законы
природы. С другой стороны, от ученика не ждут совершенства, он должен только
искренне стараться развить в себе необходимые качества. Но и прежде чем он
достиг этого в достаточной степени, он уже может заниматься духовными упражнениями:
медитацией на грубо материальном объекте.
Так начинается его практика. Через несколько месяцев этой грубо материальной
медитации (Стхула Дхьяна) приходят первые видения - quot;необыкновенные вещиquot;,
и только приблизительно через год - видение Учителя. Сперва появляются его
лучистые, всезатмевающие глаза, а после дальнейших упражнений ученик видит
Учителя лицом к лицу.
Внимательный и мистически вышколенный читатель заметит в этом проявлении великого
космического закона - закона аналогии. Этот важнейший из всех таинственных
законов может быть сформулирован так: центры малых кругов вращаются вокруг