неразрывное целое и для их объяснения должна быть создана единая материалистическая
теория.
Вопросы и проблемы, затрагиваемые ПВ пси-явлениями, по своей значимости далеко
выходят за рамки обычных задач в физике или биологии, которые описывают повседневный
опыт. Для понимания пси-явлений, как мы уже указывали ранее, необходимо рассмотрение
философских проблем современности. Пространственно-временные пси-явления требуют
для своего объяснения кардинального пересмотра существующих фундаментальных
понятий и времени, и пространства, являющихся основными физическими категориями.
Современная классическая физика исходила из созданной А. Эйнштейном общей
теории относительности, в которой геометрия существующего пространства и времени
определялась в зависимости от наличия и движения космических объектов - планет,
звездных скоплений. Согласно этой теории, геометрия quot;пространства-времениquot;
и гравитационное поле неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое,
неизменяемое искривленное пространство Вселенной.
Анализ ПВ пси-явлений показывает недостаточность такого подхода, ибо приводимые
факты говорят quot;о возможности локального изменения quot;пространства-времениquot;
в результате каких-то сложных процессов, протекающих при психической деятельности.
В случае достоверности данного положения мы должны неизбежно постулировать
образование нового вида поля и материи, связанных с измененной геометрией
этого quot;пространства-времениquot;. Эта идея хорошо выражена в словах
физика-философа А. М. Мостепаненко: quot;Следует учитывать возможное существование
и других пространственно-временных форм и отношений в микро- и мега-мире.
Вероятно, существует неисчерпаемое многообразие не только материальных явлений,
типов, взаимосвязей и закономерностей, но и пространственно-временных форм
и отношений. Причем свойства любой пространственно-временной формы, по-видимому,
обусловлены какими-то своими фундаментальными видами материиquot;.
Как известно, гипотеза Р. Фейнмана трактует изменение в микропроцессах основного
топологического свойства - линейной упорядоченности времени. Логическим следствием
из нее будет допущение возможности того, что электрон в один и тот же момент
времени может быть сразу в двух разных местах. Рассматриваемые ПВ пси-явления,
такие как телепортация, астральный выход, делают весьма правдоподобной гипотезу
Фейнмана в приложении к сложным явлениям психической деятельности и получают,
в свою очередь, обоснование для понимания этих явлений на макроквантовом уровне.
Из сказанного выше логично напрашиваются два вывода: во-первых, глубокое материалистическое
объяснение сущности ПВ пси-явлений, возникающих при психической деятельности,
возможно, но оно требует изменения в физике самой структуры quot;пространства-времениquot;,
полного проникновения в познание ее онтологической и гносеологической сущности;
во-вторых, из приведенного анализа ПВ пси-явлений видно, что они представляют
собой весьма своеобразное соединение свойства quot;Пространства-времениquot;
микро- и макросистем, которые предполагаются в элементарных частицах и в космическом
пространстве.
Такое потрясающее, уникальное свойство ПВ пси-явлений заслуживает самого пристального
внимания ученых, поскольку дает в руки естествоиспытателей возможность проникнуть
в тайны человеческой психики, живой материи и Вселенной.
При этом важно отметить, что психологические процессы вообще и психическая
активность в особенности открывают причудливое соединение разнообразных пространственно-временных
форм проявления материи, изучаемых классической, квантовой и релятивистской
физикой. Объяснением этой чрезвычайной сложности и своеобразия свойств ПВ
пси-явлений, особой геометрии их пространства может быть лишь одно, а именно
что они являются формами проявления особых видов материи и полей. Этот вывод
полностью подкрепляется основным диалектическим принципом неисчерпаемости
материи.
Мысль о каких-то сущностях, живущих рядом с нами и не воспринимаемых органами
наших чувств, присутствовала в человеческом сознании практически всегда. Это
представление пронизывает все верования, мировые религии и мифологические
системы разных народов. Можно с уверенностью утверждать, что в истории