сознания, этой
духовной подзорной трубы, и установка на определенном объекте, как на фокусе,
являлась типичным признаком трех первых ступеней, то четвертая ступень характеризуется
пространственным восприятием. Это восприятие одновременно на все стороны,
которые при совершенном овладении делает человека адептом, то есть, quot;тем,
которому нечему больше учитьсяquot;, поскольку он видит все, на что он пожелает
направить свой духовный взор. Ему не надо больше рыться в книгах, чтобы учиться
на опыте и знаниях других, ему не надо делать логических выводов из опыта
других, к чему принуждены обыкновенные смертные, ограниченные их восприятием
границ пространства, времени и т. п. - ничего не остается скрытым для третьего
глаза адепта.
Приведем как пример начального состояния на этой ступени личное переживание
Парамаханза Йогананда:
quot;Как таинственным шприцем был извлечен воздух из моих легких, тело было
совсем спокойным, но не бездеятельным. За этим последовало экстатическое расширение
моего сознания. Я мог видеть на много миль, видеть ясно на другом берегу Ганга
влево от меня за храмом все окрестности Дакшинесвара. Стены всех построек
были светящиеся и прозрачные, и через них видел я, как двигались люди на далеких
полях. Я был без дыхания, и тело мое удивительно спокойно, хотя я свободно
мог делать движения руками и ногами. Несколько минут я делал попытки закрыть
глаза и открыть их снова - ив том, и другом случае я видел все окрестности
Дакшинесвара. Мое тело казалось сделанным из эфирной субстанции, готовым к
парению в воздухе, вполне сознавая свое физическое окружение. Я осмотрелся
и сделал несколько шагов, не прерывая этого блаженного виденияquot; (Автобиография
Йога).
quot;Возьми величайшее оружие Упанишад, как лук, Вложи стрелу, заостренную
путем медитации, Затем натяни свой наведенный на Брахмана лук И попади, о
дорогой, как в цель, в Вечноеquot;.
(МУНДАКА-УПАНИШАД)
Эти мистические слова Упанишад часто цитируются йога-, ми для того, чтобы
образно представить технику медитации и экстаза, причем в следующем стихе
они находят очевидные комментарии: quot;Как лук - Ом, как стрела - Душа,
как цель - Брахман означает; в него не небрежно, выбирая цель, проникаешь,
как стрела в цельquot;. Но в этих словах значительно большее, чем просто
мистическое погружение в Бога. Мы не должны забывать, что слово quot;Упанишадыquot;
значит quot;разряд, категория сочинений, которые имеют целью нахождение тайного
смысла Ведquot;.
В обычном толковании этих текстов, как медитации о соединении с Брахманом,
нет ничего таинственного, так как все Упанишады говорят об этом способе в
ясных выражениях. Также и объяснения йогов не свидетельствуют о большем, как,
например, видно из слов Свами Шивананды Сарасвати: quot;Представь себе Ом
как лук, принцип мышления как стрелу и Брахмана - как мишень. Целься с большой
внимательностью в эту цель, и тогда как стрела с мишенью станет одним, и ты
будешь единым с Брахманомquot; (Практические уроки Йоги).
Следующие нижеупомянутые искусства надо признать ступенями духовного развития
путем медитации, приблизительно в таком порядке:
quot;Сценическое искусствоquot; - или искусство смотреть на себя, как актера
в драме Божьей (Йама и Нияма - этическое развитие йога). quot;Мастерство
мечаquot; - как искусство защищать себя от ранений и болей (Асана - господство
над телом). Затем идет quot;искусство цветовquot; - как искусство разведения
и ухода за духовными цветами лотоса в теле тонкой материи (Пра-наяма - техника
дыхания). quot;Чайная церемонияquot; - искусство наслаждения квинтэссенцией
мудрости (чаем), не будучи отвлечейным от этого прислуживающими гейшами (обманами
чувств) (Пратьяхара - воздержание чувств). quot;Рисование тушьюquot; - как
искусство придавать образ собственным мысленным картинам (Дхарана - концентрация
мыслей). quot;Стрельба из лукаquot;- как искусство познания истины, как
мишени для попадания принципа мышления, как стрела (Дхьяна - медитация), которая
в конце концов ведет к слиянию с целью (Са-мадхи - соединение, совершенство).
Буквально первый стих гласит: quot;Лук (это упоминание в тайном учении Упанишад),
великое оружие схвативши, заложи стрелу, которая преданностью (Упаза) и заострением