живет под ним и не может
выйти, пока кто-нибудь не сдвинет камень. Во время войны, осенью 1944 года,
американский военный бульдозер, расширяя дорогу, своротил камень в сторону.
События, последовавшие за этим, привели к тому, что уже на следующий день
сама деревня и окрестности оказались наводнены репортерами. На церковной колокольне,
которая была пуста и заперта, сами собой звонили колокола, тяжелые столбы
и сельскохозяйственные орудия переносились с места на место, и их находили
в самых неподходящих местах. Местные жители потребовали вернуть камень обратно
на место. Это было проделано в полночь с исполнением соответствующих магических
ритуалов и заклинаний. Весь разгул непонятных происшествий прекратился тотчас
же. Единственный след этой истории - газетные репортажи и фотографии тех дней.
Подобные камни, так или иначе связанные с местным фольклором, известны во
многих местах. Разные эти поверил объединяет одно - такой камень не следует
трогать, сдвигать с места. Такой большой мегалит (его называют quot;королевский
каменьquot;) есть в окрестностях Оксфорда. Как-то местный лорд решил использовать
его в качестве опоры моста, который сооружался в его имении. Вопреки расчетам
большая упряжка лошадей не смогла сдвинуть его с места. Число лошадей пришлось
увеличивать несколько раз, пока удалось это сделать. Однако стоило доставить
камень на новое место, как в имении начались такие явления, что лорду пришлось
поспешно распорядиться вернуть камень на место. Когда стали собирать упряжку
и впрягли первую лошадь, она, не дожидаясь команды, сама двинулась с места,
легко потащив с собой камень туда, где он был взят.
Но если одни камни не терпят, чтобы их передвигали, о других, наоборот, известно,
что они двигаются сами по себе, изумляя местных жителей и ставя в тупик исследователей.
Самые убедительные из таких сообщений - передвижения больших валунов в Долине
смерти, национальном заповеднике Калифорнии. Такое движение оставляет четкий
след на ровной песчаной поверхности, дне высохшего озера. Если судить по следам,
в разных направлениях передвигаются как небольшие булыжники, так и огромные
валуны, до полутонны весом. При этом камень не катится, движение его не вращательное,
а он движется по поверхности, оставляя, как я уже сказал, четкий след. Ни
одна из гипотез ученых (воздействие дождя, ветра, тектонических сил и т. д.)
не кажется убедительной даже самим их авторам. Возможно ли, чтобы то, что
представляется нам камнями, было частью, проекцией каких-то иных существ,
пребывающих в других измерениях и лишь в такой форме частично присутствующих
в нашем трехмерном мире?
Говоря о такой сущности, выходящей далеко за пределы нашего мира, позволю
себе привести некую аналогию. Некоторые индийские целители обращаются к каждому
из органов или частей человеческого тела как к некоему самостоятельному существу,
некоему quot;яquot;. Это может быть quot;яquot; руки, печени, желудка.
И каждое такое quot;яquot;, согласно этой доктрине, реагирует, отзывается
на такое обращение. При всей приблизительности, условности такой аналогии
она позволяет понять меру различия, разрыва между малым quot;яquot; некоей
сущности, пребывающей в нашем физическом измерении, и целостным многомерным
ее quot;яquot;, остающимся за пределами нашего восприятия.
Следуя нашему ограниченному опыту, можно предположить, что сущности эти могут
иметь систему собственной иерархии и совершенств. Однако построенная на иных,
плавающих, подвижных и многомерных принципах, система эта несовместима с понятиями,
в которых живем мы.
У шаманов способность к восприятию таких тонких сущностей связана бывает обычно
с посвящением. Пройдя обряд посвящения, шаман в ряду прочих получает и способность
видеть, различать эти сущности и общаться с ними. При этом по желанию шамана
или колдуна на достаточно краткое время в их присутствии такую способность
может обрести и кто-то из обычных людей. В случаях, которые я имею в виду,
шаман делал это, чтобы показать духов или сущностей, которые помогали ему.
Когда Александра Дэвид-Нил находилась в Тибете, она обсуждала с ламами эту
способность некоторых видеть сущностей и духов, не воспринимаемых другими.
В том, что люди, находясь в обычном состоянии, не воспринимают