развития указанных духовных способностей без вреда для ума.
Остается открытым вопрос, как технически оформить это развитие. Во-первых,
напрашивается вопрос, в какой срок можно достичь полного развития центра воли
и quot;третьего глазаquot;, применяя предложенную нами специальную технику
для ускорения их возбуждений, так как именно это наша цель.
Учение Йога считает и это соответствует новейшим биологическим соображениям,
что для необходимого созревания нашего мозга в этом направлении необходимо
около одного миллиона лет. Для сокращения же срока этого процесса, йоги указывают
на специальную процедуру, которая должна лежать в основе каждого духовного,
а не только мистического усилия - так называемую quot;мантруquot; или quot;заклинаниеquot;.
Слово quot;заклинаниеquot;, конечно, не может дать точного смысла слова
quot;мантраquot;, да и вообще при переводе индийской терминологии на новые
языки можно достичь только приблизительной точности, да и то иногда смысл
так и остается неясным или превратным. quot;Мантраquot; нельзя перевести
как quot;молитваquot;, а переводя ее как quot;заклинаниеquot; (волшебное
изречение), мы как будто уходим в сторону идолопоклонства или волшебства.
Этимологически quot;мантраquot; значит: Тра - запрет, Ман - посредством
мышления, то есть духовная формула, которая предохраняет от quot;злых силquot;.
Теургически же это значение простирается от высшей духовности возвышеннейшей
философии Божественного до глубочайших бездн quot;черной магииquot;. Так
же как природная сила (электричество, атомная энергия и т. п.) может быть
благотворной или смертоносной, в зависимости от познаний в доброте или злого
умысла, так же и сила мантры может принести благодать или ввергнуть в преступление.
Но не звучит ли ребячески в наш просвещенный век, что quot;заклинаниеquot;,
или как бы мы его ни назвали, может преодолеть такой громадный период времени,
как один миллион лет? И все же утверждение древнего мудреца, что через этот
период в один миллион лет можно перескочить, повторив одну мантру 12 миллионов
раз, не так бессмысленно, как это выглядит на первый взгляд.
По учению йоги, каждая мантра содержит, кроме сосредоточенного мышления, составляющего
ее сущность, еще и тайную силу, скрытую в самой существенной части мантры,
в так называемом Биджа (то есть семени). Путем многократного повторения мантры
эта тайная сила извлекается и может быть использована. Величайший и могущественнейший
из всех бид-жа (а значит из всех мантр) есть священный слог Ом. В нем, как
в каждом биджа, есть носовое М (напевание, жужжание) или гудящее М-М-М-М,
которое по этому учению как раз и содержит в себе силу мантры. Как это возможно?
Взглянем на слог Ом сначала только как на звук, который имеет предназначение
освободить физиологическое влияние. Выговаривают этот слог как Аоумм, но как
звук, в котором ни А, ни О, ни У отдельно не слышны, а гудящее М должно созвучать
с самого начала. В этом напевном М (в биджа обычно выговариваемое как гортанное
quot;НГquot; в слове Ганг) лежит все решение задачи. Напевность, гудение,
жужжание приводит в колебание, через мягкое нёбо, всю область гипофиза, а
звучание М - целую область Кха (от середины между бровями до шишковидной железы).
К этому надо прибавить еще глубокое и становящееся все сильнее сосредоточение
мысли. Это сосредоточение мысли в соединении с М-М-М-колебанием возбуждает
сперва гипофиз, как центр воли, а затем и шишковидную железу, все усиливая
возбуждение, до раскрытия ее как quot;третьего глазаquot;.
По общему биогенетическому закону, сперва возникает необходимость функции,
и только затем возникает соответствующий орган и наоборот, если функция прекратится,
то и орган захиреет. Поэтому необходимо снова разбудить эту функцию в теле,
для того, чтобы этим автоматически вызвать опять развитие шишковидной железы.
Это можно сделать целесообразнее всего, повторяя Ом-биджа в соединении с сосредоточением
на желании видеть Кха. Повторять эту мантру можно и негласно, достаточно это
делать мысленно, только надо при каждом повторении напевного (жужжащего, гудящего)
М подчеркивать это прикосновением корня языка к мягкому небу и, таким образом,
обеспечивать вибрации (колебания) всей Кха-части.
Это упражнение