сущностях лишь как бы присутствует в широком спектре воззрений, которые высказывали
они по разным поводам, то для людей различных вер, для шаманов, колдунов и
многих экстрасенсов это представление - важный компонент их реальности. Эти
сущности, по их убеждению, причастны человеческому бытию, они же активно участвуют
в их магической практике, помогая или, наоборот, препятствуя им.
Представление о таких сущностях, незримо пребывающих рядом с нами, издавна
жило в народном сознании. Часто сущности эти бывают связаны с определенным
местом: духи гор, озера или реки. В Средней Азии и на Востоке это всевозможные
джинны, аджинны, пери, дэвы. На представления о таких сущностях неизбежно
переносятся чисто человеческие категории: понятия большей или меньшей силы,
могущества, добра или зла, как и прочие свойства и качества, присущие самому
человеку.
В русской традиции из таких сущностей, связанных с он ределенным местом, чаще
других упоминается домовой. Обычно это друг дома, заботящийся о людях, которые
живут там. В некоем мистическом смысле именно он является хозяином дома, люди
же, живущие в нем, поколения, сменяющие друг друга, - как бы постояльцы. Поэтому,
поселяясь в доме или приходя в пустующий дом, хотя бы чтобы переночевать там,
полагалось просить домового, чтобы пустил.
Не буду говорить здесь о других сущностях, связанных с определенным местом,
- леших, водяных и прочих, ограничившись домовым как более знакомым и, возможно,
именно в силу этого представляющимся мне наиболее симпатичным. Некоторые,
говоря о таких сущностях, понимают связь с тем или иным местом как пребывание,
quot;проживаниеquot; в данном месте. Скажем, дух озера живет в нем наряду
с другими, но только видимыми нами существами, как живут в нем, скажем, карпы,
караси или утки.
Более углубленный взгляд готов видеть в такой сущности нечто более сложное
- скажем, некое полевое образование, контуры которого совпадают с очертаниями
озера и которое каким-то образом как бы включает в себя всех обитающих в нем,
образуя совокупность, осознающую себя как некое quot;яquot;.
Возможно, однако, понимание значительно большей глубины и проникновения. Такое
понимание открывает картину нарастающей сложности и непривычных зависимостей.
Вот как излагает эту точку зрения московский исследователь Е. А. Фай-дыш:
quot;Те, кто говорит о духах каких-то мест - озера, леса, гор, реки, - воспринимают
их не физическим зрением, а визионерски, в ином измерении. Так что, скажем,
дух озера нельзя локализовать как некое существо, обитающее в пространстве
данного .озера. Или даже как нечто, занимающее все пространство этого озера.
Это может пониматься скорее в том смысле, что через озеро возможно локализовать
некое место нашего пространства, через которое возможно восприятие этой сущности.
Сама же эта сущность, само это quot;нечтоquot;, пребывает в некоем ином
измерении, составляющем с этим озером единое целое. В нашем же мире она проявляется
через озеро. Но основной смысл такой сущности лежит в ином измерении. Некоторые
из них как бы quot;выскакиваютquot; откуда-то к нам. А другие большую часть
времени могут проводить в нашем мире. Они могут приходить и уходить, появляться
и исчезать, путешествуя туда и сюда. Впрочем, само понятие того или этого
мира есть лишь метафора более сложной реальности. Эти сущности, как и мы,
являются многомерными существами, но иные измерения находятся за пределами
нашего обыденного восприятия. Даже то, что воспринимается ясновидчески, визионерски,
- это лишь некая малая часть, обозначение, иероглиф самой сущности. Это как
бы тот ее срез, который проступает в области ее соприкосновения с нашей трехмерной
реальностью.
Сущности эти могут быть персонифицированы, наделены своим quot;яquot;, хотя
и не обязательноquot;.
Это те сущности, которые могут иметь в нашем мире самый различный облик -
того же, скажем, озера или реки, дерева, горы, камня. Чаще всего местное предание
или традиция выделяют такой объект, связывая его с каким-то духом или другим
существом, обитающим в нем. Таким, например, многие годы считался придорожный
валун у одной деревни в графстве Эссекс, Великобритания. Из поколения в поколение
передавалось предание о злом духе, который будто бы