к этому
объекту, эйдетическую установку, настоящее стремление (жажду его видеть),
короче говоря, quot;преданностьquot; ему.
Эта quot;преданностьquot;, хотя и является лишь подготовкой к сосредоточению,
проходит золотой нитью через всю технику; чем сильнее эта полная quot;преданностьquot;
(установка), тем quot;острееquot; стрела сознания и тем легче quot;натягивание
лукаquot;, которое должно производиться только одной этой quot;преданностьюquot;
(Упаза или Бхава) и тем вернее quot;попадание в центр мишениquot;.
Таким образом, эта установка, quot;сидение в ожиданииquot; (Упаза), и есть
движущая сила всей quot;стрельбы из лукаquot;. Успех ее или неудача зависит
от преданности; если уп-ражняющемуся не удается разбудить в себе правильное
(то есть настоящее) эйдетическое чувство к выбранному объекту, потому ли,
что объект quot;ничего не говорит емуquot; и он не может поэтому почувствовать
контакта с объектом, или по другой причине - стрела не попадает в центр мишени
(или вообще в цель), а куда-либо в другое место, или просто падает на землю.
Но довольно теории.
Прежде чем выбрать объект, надо соблюсти меру предосторожности - сделать quot;крест
пространства Буддыquot;. Мы садимся в известную асану (позу) и посылаем во
все стороны - вперед, назад, вправо, влево, вверх и вниз - мысль примирения
(умиротворения), мира, доброжелательства. Делается это приблизительно так:
quot;счастья всем существам, мир всем существам, радость всем существамquot;.
Чем чаще мы это делаем, тем лучше будет нам. Позже мы узнаем, что открытый
глаз перебрасывает настоящий мост к тому, что видно этим глазом - мысли воздействуют
на объект видений и если объект сильнее, чем мы, тем сильнее будет его обратный
удар. Поэтому надо остерегаться посылать мысли ненависти или низких желаний
покорения (властвования), угнетения и т. п., ибо quot;что посеешь, то и пожнешьquot;.
Эта гармоническая установка ко всему окружающему создает себе самому хорошую
защиту, так как она отбрасывает подобные дурные мысли других: каждая мысль
есть материальная сущность, которая имеет форму, цвет и вес.
Итак, выбираем объект. Самое лучшее - это взять солнечный круг со знаком Ом.
Только самый круг (солнечный или лунный) не мог бы дать нашему взору возможности
quot;блужданияquot; и поставил бы под вопрос Тратаку. Поэтому вырежьте из
золотой бумаги круг и приклейте на голубой фон, который должен представлять
небо. На этот круг приклейте знак слога Ом и, если захотите, золотые лучи
вокруг солнца. Это не ребячество, а очень ценная помощь для глаз, как вы в
этом сейчас же убедитесь. Сядьте перед этим quot;солнечным кругомquot; и
посмотрите на него 2-3 секунды и прежде еще, чем ваш взгляд соскользнет, начните
блуждание взора: сначала на лучи, потом на знак Ом, затем опять к солнечному
кругу, лучам и так около 2-3 минут. Затем закройте глаза.
Вы увидите в темноте, перед вашими закрытыми глазами, след солнечного круга,
который медленно гаснет. Этого следа не было бы, если бы не было фона и нам
пришлось бы, как делают слепые, прямо сосредоточиться на представлении солнца.
Некоторые индусские книги рекомендуют действительное смотрение на солнце.
Но это от незнания факта, что небо (Кха) в индусских писаниях не есть физическое
небо, а место в голове, выше quot;небаquot;. Поэтому смотрение на солнце
в этом месте должно быть только воображаемым.
Смотрение на нарисованный солнечный круг оставляет еще один след: оно оставляет
в области гипофиза ясно ощущаемое чувство давления, которое показывает, что
центр гипофиза (Аджна-Чакра) включен (стрела соединяется с тетивой). Если
этого чувства нет, как это часто бывает ранним утром, когда сознание еще не
совсем бодро (не совсем проснувшееся), то нет смысла продолжать попытки. Лучшее
средство для включения гипофиза - это Мундаки Мудра - quot;печать лягушкиquot;:
корень языка прикладывается к мягкому нёбу и трется несколько раз, сейчас
же вызывая желаемое чувство.
Это положение языка (нам оно известно из Набха Мудра) рекомендуется всегда
при дыхательных упражнениях и при сосредоточении.
Напряжение (натягивание) лука (Самбхави Мудра). quot;Натяни лук с сознанием,
направленным на духовную установкуquot;, -гласит формула. Духовная установка
(Бхава)