просто: внезапно прекращался его громкий храп /4/.
Вздох, потом еще один, легкое движение тела... Затем тихое состояние
бездыханности; он погружался в глубокую радость йоги.
Поднявшись, мы не завтракали; сначала долго гуляли по берегам Ганди.
Как ярки и живы еще и поныне в моей памяти эти утренние прогулки с
гуру. Легко припоминая их, я часто вижу себя подле учителя. Раннее
солнце греет реку; звенит голос гуру, исполненный подлинной мудрости.
Мы купались, затем в полдень завтракали. Приготовление завтрака по
ежедневным указаниям гуру было обязанностью молодых учеников. Гуру был
вегетарианец, однако до принятия монашества он ел рыбу и яйца.
Ученикам он советовал придерживаться простой диеты, соответствующей их
состоянию.
Учитель ел немного, часто это был рис, подкрашенный турмериком,
свекольным соком, или шпинат, слегка сбрызнутый буйволевым гхи
/топленым маслом/. В другой раз он мог есть чечевичный суп 'дхал' или
сыр с овощами. На десерт употреблялись плоды манго, апельсины, рисовый
пудинг или фруктовый сок.
Днем появлялись посетители. Гуру принимал всех гостей вежливо и
приветливо. Истинный учитель--тот, кто достиг самопознания, кто постиг
вездесущее 'я', которое не есть тело--видит во всех людях
поразительное сходство.
Бесстрастность святых коренится в их мудрости. На них более не влияют
разнообразные лики майи, они не подвержены действию приятного и
неприятного, которое извращает суждения непросветленных людей. Шри
Юктешвар не проявлял излишнего уважения тем, кто обладал властью,
богатством или светским лоскоом, и не относился пренебрежительно к
бедным и необразованным людям. Он, бывало, с уважением слушал слова
истины из уст ребенка, а иногда явно не обращал внимания на
самонадеянного самодовольного пандита.
В восемь часов веченра подавали ужин, иногда в этот час в ашраме еще
не находились запоздавшие гости. Гуру не простил бы себе трапецы в
одиночестве, и никто не покидал ашрама голодным или недовольным. Шри
Юктешвар никогда не ведал затруднений, его настоение никогда не
омрачали неожиданные посетители. Благодаря его благоразумным указаниям
ученики умели превратить скудный стол в подлинное пиршество. Тем не
менее, он был экономным и сумел надолго растянуть свои скромные
средства. 'Чувствуй себя уютно лишь в пределах своего кошелька,--часто
говаривал он,--экстравагантность приносит неудобства'. В мелочах
управления ашрамом, в работах по строительству или ремонту, также, как
и в иных практических делах, учитель проявлял оригинальность
творческого духа.
Тихие вечерние часы часто прерывались одним из поучений: он говорил о
сокровищах, не подвластных времени. Его способ выражения был отмечен
возвышенной уверенностью и представлял собою нечто единственное в
своем роде. Он говорил так, как не говорил никто из тех, кого я
слышал. Его мысли были взвешены на тончайших весах распознавания
прежде, чем он позволял себе облечь их в одеяние речи. Самая сущность
истины, всеобъемлющая даже в физиолологическом аспекте, исходила от
него подобно ароматным эссенцииям души. Я всегда сознавал, что
нахожусь в присутствии живого проявления Бога, и влияние этой
божественности автоматически склоняло мою голову перед ним.
Если гостям казалосю, что Шри Юктешвар слишком углубляется в тему
Беспредельного, он быстро вовлекал их в другой разговор. Он не был
способен к позе или рисовке своей внутренней уединенностью. Находясь
постоянно в единении с Господом, он не нуждался в особом времени для
общения с Ним. Достигший самопознания учитель навсегда оставляет
позади медитацию, как пройденную ступень. 'Когда появляется плод,
цветок опадает'. Но святые нередко привязываются к духовным формам,
дабы установить образец для учеников.
Когда приближалась полночь, мой гуру мог с детской непосредственностью
задремать. С постелью не было проблем. Он нередко ложился прямо на
узкую кушетку, покрытую тигровой шкурой /свое обычное сиденье/, даже
без подушки.
Зачастую философская дискуссия продолжалась всю ночь. Ее мог вызвать
своим интересом к теме любой ученик. В такое время я не ощущал ни
усталости, ни желания спать, и единственным указанием на время бывало
восклицание учителя: 'Смотрите, уже рассвет! Пойдемте прогуляемся к
Ганге'. Таким образом многократно заканчивались мои ночные уроки.
Первые месяцы моего пребывания у Шри Юктешвара завершились полезным
уроком: как перехитрить маскитов. У нас в семье всегда пользовались
пологами, и я с огорчением увидел, что в Серампурском ашраме этот
благорразумный