Шри Юктешвара объяснить этот случай, предполагая в
нем какой-то особый смысл. Учитель медленно покачал головой:
--В один прекрасный день ты и сам поймешь его. Вскоре наука откроет
множество таких скрытых законов.
Когда несколько лет спустя перед изумленным миром открылись чудеса
радио, я вспомнил предсказание учителя. Были уничтожены тысячелетние
представления о времени и пространстве; теперь не существовало такого
дома, в который не могли бы войти Лондон или Калькутта. Это
неоспоримое доказательство одного из аспектов вездесущей природы
человека расширило горизонт даже самого тупого ума.
'Загадку' комедии с цветной капустой легко можно понять, проведя
аналогию с радио. Мой гуру был совершенным 'радио-человеком'.
Мысли--это ни что иное, как тончайшие вибрации, движущиеся в эфире. И
подобно правильно настроенному приемнику, который выбирает нужную
музыкальную мелодию из тысячи других программ, льющихся по всем
направлениям, Шри Юктешвар мог ощутить и воспринять определенную
навязчивую мысль /в данном случае это была мысль полупьяного
прохожего, мечтавшего о цветной капусте/ из бесчисленного потока
мыслей, испускаемых человеческими умами во всем мире.
И как только учитель, гулявший тогда с нами по берегу, осознал это
простое желание крестьянина, он пожелал удовлетворить его.
Божественный взор Шри Юктешвара увидел, как этот человек плясал на
дороге, еще до того, как он предстал перед взорами учеников. То
обстоятельство. что я забыл запереть дверь ашрама, дало учителю
удобный повод лишить меня одного из моих драгоценных овощей.
После того, как Шри Юктешвар проявил свойства приемника, он стал
действовать своей могучей волей как передаточное устройство /2/. В
этой роли он успешно заставил крестьянина изменить направление своего
движения. войти в одну из комнат и взять единственный кочан цветной
капусты.
Интуиция--это водитель души; она естественно проявляется у человека в
те мгновения. когда ум его спокоен. Почти каждому знакомо переживание
необъяснимо правильного 'толчка' или точной передачи своих мыслей
другому человеку.
Человеческий ум, свободный от внешних раздражений и постоянных
внутренних беспокойств, получает способность совершать через антенну
интуиции все функции сложных радиоприборов: передачу и прием мыслей,
равно как и выключение тех или иных, для енго нежелательных. Как
мощность радиотрансляционной станции зависит от силы потребляемого
электрического тока, так и эффективность человеческой радиосистемы
соответствует уровню силы воли данного индивида.
Все мысли вечно вибрируют в космосе. При помощи глубокого
сосредоточения учитель способен открыть мысли любого человека,
независимо от того, жив он или умер. Мысли имеют вселенские, а не
индивидуальные корни: истину нельзя создать, ее можно только
постигнуть. Любая ошибочная мысль человека является следствием
несовершенства его способности различения, и это несовершенство может
быть значительным или небольшим. Цель науки йоги состоить в том, чтобы
успокоить ум, дабы последний без искажений мог слышать безошибочный
совет Внутреннего Голоса.
Радио и телевидение в одно мгновенье переносят звуки и образы
находящихся далеко людей к домашним очагам миллионов. Это первый
слабый намек науки на то, что человек--не что иное, как все
воспринимающий дух. Не тело, ограниченное местом в пространстве,
вездесущая душа, порабощаемая самым варварским образом, собственным
эго.
'Могут появиться и другие странные и удивительные феномены. Их
обнаружение поразит вас не более того, чему учит нас вся наша наука в
течение последнего столетия,--утверждает Шарль Ришо /3/,--считается,
что феномены, которые мы теперь принимаем без удивления, не вызывают в
нас недоумения потому, что они понятны. Но причина не в этом. Если они
удивляют нас, то так происходит не потому, что мы их поняли; ибо если
бы нас удивляло непонятное, мы удивлялись бы всему: и падению камня,
брошенного в воздух, и росту гриба и росту дума из желудя, и
расширению ртути при нагревании, и притяжению магнитом железа, и
воспламенению фосфора при трении.
Нынешняя наука--нетрудное дело... Те изумительные истины, которые
откроют наши потомки, окружают нас в эту самую минуту, так сказать,
смотрят нам прямо в глаза,--и все же мы их не замечаем. Недостаточно
сказать 'не замечаем': мы не хотим их замечать, ибо, едва лишь
появляется неожиданный и незнакомый факт, как мы уже стараемся
втиснуть его в узкие рамки общих мест приобретенного ранее знания,--и
негодуем, если