божественную защиту и правильное использование дарованных Всевышним
сил позволяют отразить любые атаки и даже самые 'крутые подачи'.
Я понял, что 'звездная карта', данная человеку при рождении, не
означает, что человек--лишь кукла в руках прошлого. Она скорее стимул
к восхождению: сами небеса как бы стремятся пробудить в человеке
решимость освободиться от всяких ограничений. Бог создал каждого
человека душою, одаренною индивидуальностью, и необходимой
мировоззданию так же как впрочем и каждый столб и каждый сорняк.
Освобождение человека происходит немедленно, лишь он этого пожелает:
оно зависит не от внешних, а от внутренних достижений.
Шри Юктешвар дал математический комментарий цикла 'равноденствие' в
двадцать четыре тысячи лет для нашей эпохи /5/. Весь цикл делится на
Восходящую и Нисходящую Дуги, по 12000 лет. В Дуге четыре юги, или
эпохи, называемые Кали, Двапара, Трета и Сатья--соответственно
греческим понятиям железного, бронзового, серебряного и золотого века.
При помощи своих вычислений гуру установил, что последняя Кали--юга,
или эпоха железного века восходящей дуги, началась около 500 г. после
Р. Х. Железный век, длящийся 1200 лет, был периодом материализма; он
закончился около 1700 г. В это же время начинается Двапар-юга, период
в 2400 лет, период достижений в области электричества в атомной
энергии, век телеграфа, радио, авиации и других средств, побеждающих
пространство.
В 4100 г. н. э. начнется период Трити-юги длительностью 3600 лет; этот
период ознаменуется общим признанием телепатических сношений и других
средств власти над временем. Во время же Сатья-юги, которая будет
продолжаться 4800 лет и явится конечным периодом восходящей дуги,
человеческий интеллект достигнет высокого развития, и человек будет
трудиться в гармонии с божественным планом.
Нисходящая в 12000 лет дуга начнется с нисходящего золотого века в
4800 лет. Человечество постепенно погрузится в неведение. Упомянутые
циклы представляют собой вечные круги майи, контрастов и
взаимоотношений феноменального мира /6/. Люди, один за другим,
ускользают из темницы двойственности по мере того, как они
пробуждаются к осознанию своего непрерывного божественного единства с
Творцом.
Учитель расширил мое понимание не только астрологии, но и священных
писаний всего мира. Священные тексты в безупречном святилище его ума
рассекались скальпелем интуиции, для отделения древних истин всяких
ошибок и ложных толкований. 'Фиксируйте взгляд на кончике ножа'--эта
фраза из бахагават гиты понимается неточно /7/.
'Пусть йогина необычен сам по себе,--замечал он,--зачем же советовать
ему стать косоклазым? Подлинное значение слова 'назикаргам'--это
'основание носа'. Нос начинается у точки между бровями, у седалища
духовного зрения' /8/.
Один из афоризмов Санкхья /9/ гласит: 'Ишвара ашдха'. (Т. е.
'Бог--Творец не может быть выведен логически', 'Бог недоказуем' /10/).
Большинство ученых называют всю философию Санкхья атеистической, на
основании лишь этой фразы.
'Эта фраза не говорит об агностицизме,--объяснял Шри Юктешвар.--Она
просто означает, что для непросветленного человека, который в своих
конечных суждениях зависит от показаний чувств, доказательства
существования Бога должны оставаться неизвестными, а поэтому и
несуществующими. Но истинные последователи Санкхья, обладающие
непоколебимым прозрением, порожденным медитацией, понимают, что
Господь и существует и познаваем'.
С замечательной ясностью толковал учитель и христианскую Библию.
Именно от своего индийского гуру, который не был членом какой-либо
христианской общины, я учился постигать бессмертную сущность Библии,
постигать смысл утверждений Христа. 'Небо и земля прейдут, но слова
Мои непрейдут' /11/--утверждение, поистине, наиболее бескомпромисное
из всех, какие когда-либо звучали.
Великие учителя Индии согласовывали свою жизнь с теми же божественными
идеалами, которые воодушевляли Иисуса, эти люди принадлежали к числу
тех, о которых Он сказал: 'Кто будет исполнять волю Отца Моего
Небесного, тот Мне брат ти сестра и матерь' /12/.
Свободные, овладевшие собою, йогины--Христы Индии составляют часть
бессмертного братства тех, кто достиг освобождающего познания Единого
Отца.
--Мне непонятна история Адама и Евы,--сказал я как-то с жаром во время
своих ранних попыток справиться с аллегорией.--Почему Бог наказал не
только виновную чету, но также и невинные еще не родившиеся поколения?
Учителя удивило не только мое незнание, но и сила чувства,