Ев. от Марка, П. 27.
/20/ При желании учитель мог моментально настроиться в унисон с умом
любого человека /сила йогина упоминается в 'Йога-сутре' Ш. 19/. Его
способности в области человеческого разума и телепатии, равно как и
природа мысли вообще. объясняются в главе 15.
/21/ Ев. от Матфея, VI, 16.
/22/ Притчи, XVI, 32.
Глава 13. 'Бессонный' святой
--Пожалуйста, позвольте мне побывать в Гималаях. Я надеюсь, в тишине и
одиночестве причаститься божественного присутствия.
Действительно, однажды я обратился к учителю со столь неблагодарными
словами. Охваченный каким-то невообразимым заблуждением, одним из тех.
которые иногда осаждают ученика, я ощутил возрастающее недовольство
своими обязанностями по ашраму и занятиями в колледже. Некоторым
извинением могло служить то обстоятельство, что моя просьба была
высказана, когда я знал Шри Юктешвара в течение всего лишь шести
месяцев и еще не ощутил полностью всего величия его личности.
--Много горцев, живущих в Гималаях, не обладают познанием
Бога,--медленно и просто ответил могй гуру.--Лучше всего искать
мудрость у реализованного человека, а не косной горы.
Игнорируя ясный намек наставника, что он, а не горы должны быть моим
учитилем, я повторил свою просбу. Шри Юктешвар не произнес ни одного
слова в ответ. Я счел его молчание согласием--сомнительное, но удобное
объяснение.
Вечером в своем калькуттском моде я занялся приготовлениями к
путешествию: увязав вещи в одеяло, я вспомнил, как такой же узел был
расчетливо выброшен из моего чердачного окна несколько лет назад.
'Интересно знать, кончится ли и это путешествие к Гималаям так же
неудачно?'--невольно подумалось мне. Сейчас мой духовный подъем был
высок; но еще прошлым вечером меня мучила совесть при мысли, что я
оставлю своего гуру.
На следующее утро я разыскал Бехари Пандита, профессора санскрита в
колледже.
--Господин, вы рассказывали мне о своей дружбе с великим учеником
Лахири Махасайа. Пожалуйста, дайте мне его адрес.
--Вы имеете в виду Рам Гопад Мазумдара? Я называю его 'бессоным'
святым. Он всегда бодрствует, находясь в экстатическом состоянии. Его
обитель находится в Ранбаджпуре, около Таракешвара.
Я поблагодарил пандита и немедленно отправился в Таракешвар. Я
надеялся успокоить все свои терзания, получив от 'бессонного' святого
разрешение заниматься медитацией в гималайском уединении. Бехари
Пандит сказал мне. что Рам Гопад достиг озарения после многих лет
практики крийа-йоги в уединенных пещерах Бенгалии.
В Таракешваре я отправился к знаменитому святилищу. Индийцы относятся
к нему с таким же почтением, с каким католики относятся к святыне
Лурда во Франции. В Таракешваре происходили бесчисленные чудесные
исцеления. Одно из них случилось с членом нашей семьи:
'Я сидела в этом храме целую неделю,--рассказывала мне как-то старшая
тетя,--и, соблюдая полный пост, молилась о выздоровлении твоего дяди
Шарады, страдавшего хронической болезнью. На седьмой день я обнаружила
у себя в руке материализовавшуюся траву. Из ее листьев я приготовила
напиток и дала его дяде. Его болезнь немедленно исчезла и никогда
более не появлялась'.
Я вошел в священный храм Таракешварра; алтарь представлял собой просто
круглый камень. Его окружность, не имеющая ни начала ни конца, была
удачно выбрана для обозначения символа Беспредельности. В Индии даже
неграмотный крестьянин понимает символы, выражающие абстракции
космических феноменов, и жители Запада справедливо обвиняют его в том,
что он живет абстракциями.
В тот момент мое настроение было столь мрачным,что я ощутил нежелание
склониться перед каменным символом. Я подумал, что Бога следует искать
только в глубине души.
Оставив храм. не совершив там коленопреклонения, я быстро зашагал к
окррестной деревушке Банбаджпур. Не зная точного пути, я обратился к
прохожему за сведениями. Мой вопрос поверг его вв длительное раздумье.
--Дойдите до перекрестка, сверните вправо и идите вперед,--изрек он,
наконец, тоном оракула.
Следуя его указаниям, я направился вдоль берегов канала. Наступила
темная ночь: окраина расположенной в джунглях деревушки ожила и
украсилась мигающими огоньками, раздались завывания шакалов. Свет луны
был слишком слаб, чтобы освещать путь. Спотыкаясь я шагал вперед два
часа.
Но вот послышались приветливые звуки колокольчиков! Это шло стадо. Мои
повторные крики привлекли, наконец ко мне какого-то крестьянина.
--Я ищу Рам Гопад Бабу.
--В нашей деревне такой человек не живет,--ответил тот