реакций косвенным путем, без открытого запрашивания.
1)_Скрытые команды. Вместо того, чтобы непосредственно давать слушателю инструкции, гипнотизер может скрыть указание в более обширной структуре предложения.
'Вы можете начать расслабляться'.
'Я не знаю, как скоро вы почувствуете себя лучше'.
Скрывая структуры указаний в более обширном материале, вы можете сформулировать их мягче и изящнее, и слушатель сознательно не воспримет их как указания или команды. Приведенные выше высказывания способны воздействовать на слушателя гораздо точнее и легче, чем если бы вы дали краткие указания типа: 'Расслабьтесь'. 'Чувствуйте себя лучше'.
2)_Аналоговые обозначения. Скрытые команды особенно эффективны, когда они используются вместе с аналоговыми обозначениями. Смысл аналоговых обозначений в том, что вы выделяете с помощью аналогового несловесного поведения ту часть высказывания, которая содержит скрытую команду. Это можно сделать, повышая интонацию голоса, когда вы излагаете указание, небольшими паузами до и после такого указания, изменением выражения в голосе, жестикуляцией руки или поднятием бровей. Можно использовать любое поведение, которое слушатель воспримет как знак, призывающий обратить особое внимание на указание. Слушатель не должен сознательно замечать такие обозначения. Факт состоит в том, что ваше указание успешно вызывает соответствующую реакцию, если слушатель воспримет аналоговые обозначения, но не распознает их сознательно.
3)_Скрытые вопросы. Вопросы, как и команды, могут быть скрыты в более обширной структуре предложения.
'Мне было бы интересно узнать, чем именно может помочь вам гипноз'.
'Меня удивляет то, что вы любите выпивать'.
Как правило, люди отвечают на скрытый вопрос, содержащийся в высказывании: 'Мне было бы интересно узнать, чем именно может помочь вам гипноз', не понимая сознательно, что вопрос на самом деле не был задан. Слушатель не избегает отвечать на этот вопрос именно потому, что он скрыт в утверждении говорящего, что ему нечто интересно узнать. Использование скрытых вопросов_- изящный и спокойный способ сбора информации.
4)_Негативные команды. Когда команда подается в негативной форме, в ней содержится тем самым положительная инструкция указывающая, как, в общих чертах, должен реагировать слушатель. Например, если кто-нибудь говорит: 'Не думайте о платье в розовых пятнышках', слушатель вынужден подумать о платье в розовых пятнышках хотя бы потому, что хочет понять это высказывание. Отрицание возможно только в случае вторичных переживаний_- символических представлений, таких, как язык или математика.
Негативные команды позволяют эффективно вызывать желательные для вас реакции, они образуются с помощью приставки 'не'. 'Я не хочу, чтобы вы чувствовали себя слишком удобно и уютно'.
'Не слишком веселитесь и забавляйтесь, практикуясь в использовании негативных команд'.
Основная реакция слушателя на приведенные высказывания следующая: он начинает чувствовать себя несколько удобнее и уютнее, и начинает забавляться использованием негативной команды, потому что прежде всего ему нужно понять смысл высказывания.
5)_Разговорные постулаты. Разговорными постулатами называются вопросы рассчитанные на ответы 'Да' и 'Нет', вызывающие, как правило, более отчетливые реакции, чем буквальные вопросы. Например: если вы подойдете к кому-нибудь на улице и спросите этого человека: 'Вы располагаете свободным временем?' скорее всего, вам не ответят просто 'Да' или 'Нет', вам ответят, сколько времени вам могут уделить.
Если вы спрашиваете кого-нибудь 'Вы знаете, что будут показывать сегодня вечером по телевидению?', скорее всего вам объяснят, что именно будут показывать сегодня вечером, а не просто: 'Да, знаю', или 'Нет, не знаю'.
Формулируя разговорные постулаты, следует заранее знать, какого рода реакцию вы хотите вызвать. Предположим, например, что вы хотите, чтобы кто-нибудь закрыл дверь.
На следующей стадии определите по крайней мере одно несомненное явление, которое последует за тем, как этот человек закроет дверь. Иначе говоря, вы определяете, какой результат следует предварительно предположить. В данном случае следует предварительно предположить (а), что слушатель способен закрыть дверь и (б), что дверь в данный момент открыта.
На третьем этапе используйте одно из таких предварительных предположений и вставьте его в вопрос, рассчитанный на ответ 'Да' или 'Нет': 'Не могли бы вы закрыть дверь?', 'Скажите, дверь все еще открыта?'. С помощью таких вопросов вы, как правило, получите нужную, вам реакцию, тогда как вопрос: