Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 2)

причем одно из них должно кончаться тем же словом, с которого начинается второе.

'Мне кажется, ваш пиджак сидит на вас слишком свободно погружая вас в глубокий транс'. Слово 'Свободно' заканчивает первое высказывание. 'Мне кажется, ваш пиджак сидит на вас слишком свободно', и в то же время начинает следующую фразу: 'свободно погружая вас в состояние транса'.

'Все правильно, так и должно быть вы уже начали расслабляться'.

'Я говорю отчетливо, чтобы убедиться, что вы меня слышите все происходящее внутри вас'.

'Как вы можете погружаться в такой глубокий транс'.*

С. Шаблоны в метафорах

Последний набор словесных шаблонов особенно полезен при использовании метафорических коммуникаций, но такие же шаблоны можно с успехом применять и в других гипнотических процедурах. Существует множество самых различных шаблонов, эффективно действующих на слушателя, когда ему рассказывают метафорические истории. Однако, в основном для Модели Милтона Эриксона характерны следующие два типа шаблонов:

1)_Выборочные насильственные ограничения. Такие ограничения возникают, когда кому-либо или чему-либо приписывают качества, которые, по определению, не могут быть свойственны этому предмету или человеку. Например, если я говорю, что скала очень печальна или рассказываю о беременном мужчине, я произвожу выборочное насильственное ограничение, так как скалы не способны испытывать чувства, а мужчина не может забеременеть. Слушатель, вынужден придать какой-то смысл моим высказываниям. Когда я говорю о переживаниях, которые испытывает огорченная скала, и об изменениях, которые в ней происходят, слушатель все же попытается найти какой-то смысл во всем этом, и, скорее всего, воспримет сказанное на свой счет. 'Скала не может быть печальна_- значит речь идет обо мне'_- подумает он. Но процесс этот произойдет не сознательно_- только подсознание слушателя будет воспринимать автоматически смысл сказанного.

2)_Цитаты. Шаблон, позволяющий сформулировать любое утверждение, которое вы хотите сообщить партнеру, так, как если бы вы сообщали 'в кавычках', что сказал кто-то другой, в другом месте и в другое время.

Цитаты позволяют сформулировать любое сообщение так, чтобы не брать на себя ответственность за такое сообщение. После того, как вы естественным тоном расскажете о том, что говорил когда-то кто-то другой, ваш слушатель, как правило, прореагирует на это сообщение, но не сможет сознательно определить, на что именно отреагирует, кому он отвечает, кто ответственен за это сообщение.

Вы можете, например, рассказать партнеру об одном клиенте Милтона Эриксона, который очень хотел научиться гипнозу. Он слушал, как Эриксон говорил о гипнозе, и думал, что он все понимает Но Эриксон повернулся к нему и сказал довольно резко:

'Вы ничего не поймете в гипнозе, пока не овладеете в совершенстве каждой из гипнотических процедур!'

Приложение III

ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНИКИ ГИПНОЗА ПО_МИЛТОНУ_ЭРИКСОНУ

Индуцирование различных состояний транса составляет первую задачу гипнотизера. При ее решении, особенно при индуцировании глубокого гипноза, возникает множество проблем. Они обусловлены тем, что гипноз сильно зависит от самооценки пациента и его межличностных отношений. Кроме того, каждая отдельная личность уникальна, и ее поведение, непроизвольное и сознательное, меняется в зависимости от времени, ситуации, с кем она приходит в соприкосновение. При оценке состояния транса и поведения под гипнозом внимание следует обращать не только на ожидаемые проявления, но и на индивидуальные отклонения. Например, каталепсия является обычной формой гипнотического поведения, которое проявляется, как правило, стоянии легкого транса и сохраняется при глубоком трансе. Однако у некоторых людей каталепсия может проявиться в состоянии легкого гипноза, у других_- в самом глубоком, а у третьих_- при переходе легких состояний транса в глубокий гипноз.

Наука давно отказалась от 'орлиного взгляда', 'стеклянного шарика', поглаживания и пассов и прочих предметов, якобы обладающих таинственной силой. Стеклянные шарики, установленные на определенном расстоянии от глаз, вращающиеся зеркала, метрономы и вспыхивающие лампы очень часто являются главным элементом в приемах гипнотизирования. В результате слишком большое значение придается внешним факторам и реакции на них пациента. В действительности же значение должно прежде всего придаваться интрапсихическому поведению гипнотика, а не его отношению к внешним факторам. С помощью прибора можно начать гипноз, но не развивать его. Если долго и сосредоточенно смотреть на стеклянный