М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

уполномоченным от его имени заставить уважать

императорские указы на восточном побережье Великого Моря , царям, названным

Иродами, которые были не евреями, а арабами. Первый из них, Антипатр, занимал

трон Палестины с 63 г. до н. э. до своей смерти в 37 г. до н. э., и его сменил его сын

Ирод Великий, который процарствовал до 4 г. н. э. Положение в святой Земле в то

время было похоже на положение любой оккупированной страны, угнетенной

суровым военным режимом, и жители, сохраняя свои обычаи и религии, должны

были склониться перед законом победителя, ибо всемогущая римская власть была

представлена армией, организация и действенность которой показала себя во многих

странах.

Ситуация внезапно осложнилась в 6 г. н. э. в государстве, организованном из

провинций и двух тетрархий: Галилеи, управляемой Иродом Антипасом, и Иудеи,

духовного и светского центра Палестины, зависящей непосредственно от Рима и

управляемой из Цезарей римским прокуратором. Начало нового римского режима в

Иудеи было отмечено тремя тысячами случаев приговорения к распятию, налогами

и пытками, грабежами и осквернениями Храма, и многие жители предпочитали

покончить с собой. Понтий Пилат, бывший прокуратором с 26 по 36 г., еще ухудшил

положение. В противовес тому, что позволяли думать о нем Евангелия, это был

жестокий и развращенный человек, который продолжил и усилил злоупотребления

властью, начатое его предшественниками, и удивительно, что по этому поводу мы

находим лишь слабую критику этого ига, которое, вероятно, было очень тяжелым,

почти невыносимым.

Евреи в Святой Земле тогда были разделены на многочисленные секты. Среди

главных назовем саддукеев, большинство которых происходила из состоятельного

духовенства, консерваторов в области политики и религии, прекрасно

приспособившихся к присутствию римлян; фарисеев, непримиримых формалистов,

находившихся в пассивной оппозиции Риму, и, наконец, ессеев, суровых мистиков,

которые пользовались значительным влиянием. Вместе с ними существо-226

вали и другие, менее важные секты, которые очень долго пришлось бы перечислять,

такие, например, как назореи, к которым принадлежал Самсон за много веков до

того, или же назореяне-этим словом, кажется, называли Иисуса и его учеников; в

самом деле, греческая оригинальная версия Нового Завета намекала на Иисуса

Назореянина - напомним, что этот эпитет тогда обозначал определенную

еврейскую секту, а не жителя города Назарета.

Наше расследование особенно интересует одна из этих группировок. Речь идет о

секте зелотов, основанной в б г., в год, когда Рим взял в свои руки прямой контроль

над Иудеей, раввином-фарисеем Иудой Галилеянином. Эта группа, собственно

говоря, была не сектой, а скорее националистической и революционной

политической партией, составленной из фарисеев и ессеев, пришедших из самых

разных сект, которые во времена Иисуса принимали большое участие в делах

страны, одним из определяющих политических элементов которой они являлись.

Подвижные и активные, они продолжали осуществлять свое влияние еще долго

после распятия, и таким образом, столкновение оказалось неизбежным.

Действительно, в 66 г. разразился бунт, и вся Иудея поднялась против самовластия

Рима. Отчаянная, мужественная и бесполезная попытка, за которую только один

город - Цеза-рея - заплатил уничтожением двадцати тысяч евреев. Затем в

течение четырех следующих лет римские легионы заняли Иерусалим, стерли город с

лица земли, сожгли и разграбили Храм (в 70 г.), и единственный бастион

сопротивления, который смог продержаться в течение трех лет, находился в горах, в

крепости Масада, которую защищал потомок Иуды Галилеянина.

Бунт в Иудее повлек за собой первое массовое бегство евреев из Святой Земли, а

второе произошло шестьдесят лет спустя, в 132 г., и последовало оно за новым

бесплодным восстанием, которое спровоцировало изгнание всех евреев из Иудеи,

декретированное в 135 г. императором Адрианом. Таким образом, отныне Иерусалим

стал римской колонией под названием Элия Капитолина.

Как мы видим, жизнь Иисуса разворачивалась в особенно беспорядочное время,

продолжавшееся сто сорок лет, то есть еще долго после его смерти. Она была

отмечена неизбежными психологическими и культурными симптомами, присущими

подобным ситуациям, а именно: положению ожидания и надежды на мессию,

который вырвет свой народ из рук угнетателей. В этом смысле можно, забегая

вперед, сказать, что применение этого определения исключительно к