уполномоченным от его имени заставить уважать
императорские указы на восточном побережье Великого Моря , царям, названным
Иродами, которые были не евреями, а арабами. Первый из них, Антипатр, занимал
трон Палестины с 63 г. до н. э. до своей смерти в 37 г. до н. э., и его сменил его сын
Ирод Великий, который процарствовал до 4 г. н. э. Положение в святой Земле в то
время было похоже на положение любой оккупированной страны, угнетенной
суровым военным режимом, и жители, сохраняя свои обычаи и религии, должны
были склониться перед законом победителя, ибо всемогущая римская власть была
представлена армией, организация и действенность которой показала себя во многих
странах.
Ситуация внезапно осложнилась в 6 г. н. э. в государстве, организованном из
провинций и двух тетрархий: Галилеи, управляемой Иродом Антипасом, и Иудеи,
духовного и светского центра Палестины, зависящей непосредственно от Рима и
управляемой из Цезарей римским прокуратором. Начало нового римского режима в
Иудеи было отмечено тремя тысячами случаев приговорения к распятию, налогами
и пытками, грабежами и осквернениями Храма, и многие жители предпочитали
покончить с собой. Понтий Пилат, бывший прокуратором с 26 по 36 г., еще ухудшил
положение. В противовес тому, что позволяли думать о нем Евангелия, это был
жестокий и развращенный человек, который продолжил и усилил злоупотребления
властью, начатое его предшественниками, и удивительно, что по этому поводу мы
находим лишь слабую критику этого ига, которое, вероятно, было очень тяжелым,
почти невыносимым.
Евреи в Святой Земле тогда были разделены на многочисленные секты. Среди
главных назовем саддукеев, большинство которых происходила из состоятельного
духовенства, консерваторов в области политики и религии, прекрасно
приспособившихся к присутствию римлян; фарисеев, непримиримых формалистов,
находившихся в пассивной оппозиции Риму, и, наконец, ессеев, суровых мистиков,
которые пользовались значительным влиянием. Вместе с ними существо-226
вали и другие, менее важные секты, которые очень долго пришлось бы перечислять,
такие, например, как назореи, к которым принадлежал Самсон за много веков до
того, или же назореяне-этим словом, кажется, называли Иисуса и его учеников; в
самом деле, греческая оригинальная версия Нового Завета намекала на Иисуса
Назореянина - напомним, что этот эпитет тогда обозначал определенную
еврейскую секту, а не жителя города Назарета.
Наше расследование особенно интересует одна из этих группировок. Речь идет о
секте зелотов, основанной в б г., в год, когда Рим взял в свои руки прямой контроль
над Иудеей, раввином-фарисеем Иудой Галилеянином. Эта группа, собственно
говоря, была не сектой, а скорее националистической и революционной
политической партией, составленной из фарисеев и ессеев, пришедших из самых
разных сект, которые во времена Иисуса принимали большое участие в делах
страны, одним из определяющих политических элементов которой они являлись.
Подвижные и активные, они продолжали осуществлять свое влияние еще долго
после распятия, и таким образом, столкновение оказалось неизбежным.
Действительно, в 66 г. разразился бунт, и вся Иудея поднялась против самовластия
Рима. Отчаянная, мужественная и бесполезная попытка, за которую только один
город - Цеза-рея - заплатил уничтожением двадцати тысяч евреев. Затем в
течение четырех следующих лет римские легионы заняли Иерусалим, стерли город с
лица земли, сожгли и разграбили Храм (в 70 г.), и единственный бастион
сопротивления, который смог продержаться в течение трех лет, находился в горах, в
крепости Масада, которую защищал потомок Иуды Галилеянина.
Бунт в Иудее повлек за собой первое массовое бегство евреев из Святой Земли, а
второе произошло шестьдесят лет спустя, в 132 г., и последовало оно за новым
бесплодным восстанием, которое спровоцировало изгнание всех евреев из Иудеи,
декретированное в 135 г. императором Адрианом. Таким образом, отныне Иерусалим
стал римской колонией под названием Элия Капитолина.
Как мы видим, жизнь Иисуса разворачивалась в особенно беспорядочное время,
продолжавшееся сто сорок лет, то есть еще долго после его смерти. Она была
отмечена неизбежными психологическими и культурными симптомами, присущими
подобным ситуациям, а именно: положению ожидания и надежды на мессию,
который вырвет свой народ из рук угнетателей. В этом смысле можно, забегая
вперед, сказать, что применение этого определения исключительно к